Продажи электрифицированных автомобилей (EV) вернулись в своё прежнее русло. 2.65 млн. экологичных машин нашли своих владельцев в первой половине 2021 года, что на +168% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Ожидается, что по итогам декабря эта цифра вырастет до 6.4 млн. шт.
В первом полугодии 2020 из-за пандемии объем мирового авторынка сократился на -28%. Продажи электрифицированного транспорта тогда тоже снизились, но на -14% в сравнении с первой половиной 2019 года.
За первые шесть месяцев 2021 года мировой спрос на легковой транспорт вырос на +28%, но всё ещё остается на 8% ниже уровня первого полугодия предпандемийного 2019. Впрочем восстановление идет неравномерно. Наиболее пострадавшая от коронавируса Западная Европа (-40% г/г в первой половине 2020) нарастила продажи, но всё ещё недосчитывается 20% объемов прежних спокойных лет.
Текущие продажи EV-сегмента (электромобили BEV + подключаемые гибриды PHEV) показывают темпы роста в 3-8 раз выше (!), чем традиционные бензиновые и дизельные авто.
На фоне низкой базы Европа демонстрирует 157% рост, Китай – 197%, США – 166%, и +95% на остальных рынках.
За год доля BEV+PHEV в мировом автомобильном спросе увеличилась с 3% до 6.3%. По степени «озеленения» продаж лидирует Европа (ЕС + Великобритания, Норвегия, Исландия и Швейцария), экологичный транспорт здесь занимает 14% рынка.
Надо, однако, заметить, что, если во всем мире 80% объемов приходятся на полноценные электромобили (BEV), то в Европе BEV и PHEV делят их пополам.
По прогнозу Роланда Ирле из EV-Volumes.com, в 2021 году мировые продажи электрифицированных легковых машин достигнут отметки в 6.4 млн. шт., что на 98% больше года ранее. Драйверами стремительного роста станут более широкий ассортимент, более доступные цены, солидная государственная поддержка, жёсткие нормы на СО2 и лучшая осведомленность покупателей. Сдерживать темпы будет только нехватка компонентов и новая регуляторика отрасли в Китае.
По итогам этого года мировой парк BEV и PHEV составит около 16.4 млн. автомобилей, две трети из которых будут батарейные электромобили. Учитывая, что сейчас на дорогах планеты находится порядка 1.5 млрд. легковых машин, их доля составит всего около 1.1% от общего парка.
Как пишет Ирле, если придерживаться прогнозного сценария, что к 2040 году будут продавать исключительно электромобили, то к тому моменту из двухмиллиардного автопарка свыше 40% будут составлять BEV, но более 50% всё ещё будут требовать ископаемое топливо. Иными словами, электромобили стремительно входят в повседневную жизнь мира, но процесс замещения бензиновых и дизельных машин всё же займет несколько десятков лет.
Тесла – лидирует, Фольксваген – догоняет
Мировым лидером продаж подключаемых к розетке автомобилей всё ещё остается Tesla. Она поставила 386’000 BEV. За ней следует Volkswagen – c 172’700 BEV и 159’400 PHEV. Третье место досталось General Motors c 221 тыс. BEV и 6 тыс. PHEV, включая 180 тыс. китайских мини-электромобилей совместного предприятия SGMW.
Как и в продажах машин на бензине и дизеле, в электрических наметился тренд смещения спроса с компактов и седанов в пользу кроссоверов. Но самым удивительным явлением стало возобновление продаж микро-электромобилей в Китае. Ценник на них сверхдемократичный – 340-680 тыс. рублей (30-60’000 юаней). В первом полугодии было продано около 300 тысяч таких авто – четверть от спроса на EV в стране.
Среди традиционных европейских автопроизводителей самую большую долю подключаемых к розетке машин в своих продажах имеют Porsche (30%) и Volvo (20%). Неожиданно, не правда ли?
Топ самых продаваемых электрических моделей в первой половине 2021 года
Впервые за всю историю регистраций Топ-10 самых продаваемых электрифицированных машин занимают исключительно – батарейные электромобили:
- Tesla Model 3 – 244’000 шт.
- Wuling HongGuang Mini – 182’000 шт.
- Tesla Model Y – 138’000 шт.
- BYD Han – 39’000 шт.
- Volkswagen ID4 – 39’000 шт.
- Renault Zoe – 33’000 шт.
- Great Wall Ora R1 – 32’000 шт.
- Volkswagen ID3 – 31’000 шт.
- Hyundai Kona – 31’000 шт.
- GAC Aion S – 30’000 шт.