В 2019 году мировые продажи подключаемых к розетке автомобилей выросло до 2’264’400 шт., что на 9% больше, чем в 2018, сообщает агентство EV-Volumes. Однако темпы роста рынка экологичного транспорта снизились в 5-7 раз относительно динамики, наблюдаемой за последние 6 лет.
Причины снижения темпов аналитики видят в замедлении двух из трёх крупнейших рынков – Китая и США.
В Китае спрос на транспорт новой энергетики (NEV), который включает электромобили (BEV), подключаемые гибриды (PHEV) и машины на водородных топливных элементах (FCEV), начал падать с июля 2019, когда были сокращены госсубсидии и было введено более жесткое техническое регулирование на пробег электромобилей от одного заряда.
Стагнировал спрос во второй половине года и в США. Причиной тому стал целый комплекс факторов – ограниченный выбор, высокая цена, лимитированный пробег и время зарядки. Немалую роль сыграло отсутствие скидок. Почти половина продаж электромобилей в Америке приходится на Калифорнию, которая субсидирует их покупку наравне с федеральными властями.
Кроме того, 55% спроса в США обеспечивается Tesla, которая решила лишить Model S и Model X дешёвых версий, повысив тем самым стоимость на $3’000/$6’000, соответственно. Рынок это не принял, и продажи X/S упали на 35%. И если итоговые продажи детища Илона Маска упали всего на 6%, то совокупные продажи остальных марок снизились на 17%.
По итогам 2019 года рынок электрических машин в Китае вырос лишь на 3%*, а в Америке – упал на 12%.
Драйвером и лидером роста стала Европа, где поставки подключаемых машин за 2019 год выросли на 44% и достигли планки в 590 тыс. автомобилей. Стимулами роста стали: ужесточение требований WLTP по выбросам СО2, изменения в налогообложении таких машин и государственные программы поддержки. Кроме того, за год на рынок было выведено более 30 новых и обновленных электромобилей и подключаемых гибридов.
Доля электромобилей и подключаемых гибридов в общих мировых поставках составила 2.5%. Лидером по их доле пока остается Норвегия, где они занимают 56% продаж новых автомобилей. Существенна их доля в Исландии (24.5%) и Нидерландах (15%). Среди крупных рынков лидирует Китай (5.2%), Великобритания (3.2%), Германия (2.9%), Франция (2.8%) и Канада (2.7%).
В целом на триаду – Китай, Европа и США – приходится 93% мирового спроса на подключаемые автомобили. Китай занимает 53% долю, Европа – 26%, а США – 14%.
По состоянию на конец 2019 года мировой парк электромобилей и plug-in гибридов стал насчитывать 7.5 млн. легковых и 700 тыс. средних и тяжёлых коммерческих машин. Глобальные поставки последних в 2019 году составили 100 тыс. шт., 95% которых пришлось на Китай, и в основном это были большие автобусы.
Если же посмотреть на рейтинг продаж подключаемых автомобилей по брендам, то нельзя не заметить, как много в нём китайских марок – больше половины. Лидер здесь Tesla c 16% рыночной долей. Среди электромобилей её доля ещё больше – 22%.
~~~
* Разницу в итогах года у Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), которую мы публиковали ранее, аналитики EV-Volumes объясняют тем, что CAAM не учитывает данные продаж и импорта зарубежных брендов, в частности Tesla, объемы которой были существенны.