2.1 млн. электрических автомобилей было продано в 2019 году по всему миру, что увеличило глобальный парк подключаемых к розетке машин на 40%. Однако динамика продаж в прошлом году оказалась самой низкой за последние 10 лет, говорит отчет Международного энергетического агентства (МЭА, IEA).
Мировые продажи легковых автомобилей в 2019 году были вялыми, однако для электромобилей это был ещё один год роста – +6.1% год к году (г/г). В сравнении с 2018, когда он вырос на +68.9%, или с 2017, когда он увеличился на +56.2%, динамика оказалась довольно скромной.
Для подключаемых гибридов (PHEV) год и вовсе отметился спадом на -10.8%. Однако назвать это началом отказа потребителей от PHEV в пользу электромобилей пока нельзя – об этом свидетельствует +4% рост продаж гибридов в первом квартале 2020 года.
Если говорить о полноценных электромобилях (BEV), на которые пришлось 73% продаж экологичных машин, то спрос на них в 2019 году достиг 1’533’420 шт., что на +14.1% больше, чем годом ранее.
По мнению экспертов МЭА, причин замедления рынка несколько: во-первых, сжатие мирового автомобильного рынка в целом; во-вторых, отмена субсидий для потребителей и производителей; в-третьих, ожидание покупателями более продвинутых технологий и новых моделей.
В 2019 году автомобильный рынок Китая упал на -8%, Индии на -13%, США на -2%. Только Европа показала слабый +1% рост. На фоне этой стагнации спрос на машины на электротяге рос и достиг 2.5% доли в мировых продажах, 4.9% в Китае и 3.5% в Европе.
Субсидии и низкие налоги были основным драйвером роста рынка на всём протяжении 2010-х. Однако меры эти, очевидно, могут быть только временными, пока развитие технологии и масштаб производства не снизят стоимость электрических машин и не начнётся их массовое внедрение. В середине 2019 Китай вдвое урезал прямые стимулы и рынок сразу обвалился – 86.7% рост 2018 года сменился падением на -1.9% в 2019.
В США лидеры рынка Tesla и General Motors свой лимит по федеральной программе исчерпали и субсидии на их машины сократились. Отдельные штаты, запускают свои программы, чтобы компенсировать сокращение федеральных субсидий.
Несмотря на спад в 2019 году, Китай сохранил статус крупнейшего рынка, на который приходится более 50% мировых продаж подключаемых автомобилей – 1.06 млн. шт. На втором месте стоит Европа, где спрос составил 561 тыс. шт. (+50%), на третьем – США с 327 тыс. проданных автомобилей (-10%).
В последние годы технологический прогресс в сфере электромобилей сделал большой шаг вперед. Энергетическая плотность батарей с начала 2010-х выросла на 20-100%, цена упала на 85%. Время заряда также сократилось, благодаря появлению мощных 250-500 кВт станций. Расширяется сеть общественных зарядок. Кроме того, вырос ассортимент электрических автомобилей. Сейчас количество их моделей насчитывает 250 шт., и анонсировано появление еще 250, большая часть из которых, как ожидается, выйдут на рынок в 2020-21 годах. Сейчас рынок обслуживает технофилов и потребителей-первопроходцев. Основной же покупатель пока выжидает. Возможно, выход Volkswagen ID3, Toyota RAV4 Prime, Tesla Model Y и массовое производство Model 3 станут спусковым крючком для массового потребительского спроса.
Согласно прогнозам МЭА, их у него два – Государственной поддержки (Stated Policies) и Устойчивого развития (Sustainable Development), к 2030 году парк машин на электротяге достигнет 140 или 245 млн. шт., соответственно.