Батареи для электромобилей — это один из самых быстрорастущих рынков мира, где доминирует Китай. Менее чем за десять лет страна стала первым производителем электрических батарей в мире, и добилась первенства на всех этапах производства: от извлечения лития и его переработки до сборки батарей. Вместе с тем, ни Европа, ни США не хотели бы остаться на обочине истории в этом одном из ключевых вопросов развития электротранспорта.
Идёт борьба за пока маленький, но в перспективе основной рынок личных средств передвижения. Если сегодня по дорогам бегает ничтожно мало электромобилей (1% от парка), то к 2040 году эта доля вырастет до 7%.
Пока в Европе, Японии и США особым успехом пользуются гибридные версии — те, которые сочетают и традиционный двигатель внутреннего сгорания, и электрический. По планам Тойоты, например, четверть её моделей будет гибридной к 2021 году.
Почему? Резкий переход тормозит проблема батарей (а уже потом проблема инфраструктуры, цены обслуживания и т.д.). Ездить на электротяге — это недешёвое удовольствие из-за стоимости технологий. Европе достаточно пока гибридов, которые позволят миру достичь климатических целей. Гибриды дадут возможность опробовать технологические усовершенствования, а по мере улучшения этих технологий ожидается, что рентабельность электротранспорта к 2030 года достигнет рентабельности бензинового транспорта.
Но производители батарей для электрокаров всё ближе приближаются к заветной черте. Десять лет назад литий-ионный аккумулятор, используемый в электромобиле, стоил около $1110 за киловатт-час. Есть смелые расчёты, которые предполагают, что к 2023 году они станут массово доступными.
Уже сейчас владельцы некоторых технологий хотят стать доминирующими, не дожидаясь момента, когда стоимость батарей упадёт до $65 долларов за киловатт-час с нынешних $150. Это позволит нарастить капитализацию компаний-разработчиков и выиграть национальное соревнование за потребительский рынок. Как только нужные батареи появятся, понадобится воля правительств и лет 10 для замены автопарка.
Впереди планеты всей, как мы уже говорили, Китай. Его батареи для электроавтобусов уже стали стоить $100 за киловатт-час, он опережает глобальный рынок на пару лет. И страна делает всё, чтобы стать господином на рынке батарей для электромобилей.
В июне 2020 года Китай добился создания Международного комитета стандартизации по литию и председательствовал на нем. Цель — установить ряд стандартов, охватывающих извлечение лития, его переработку и производство батарей, которые каждая страна должна будет соблюдать. Стандарты, понятное дело, будут наиболее удобны китайским производителям комплектующим и менее удобны остальным, разрабатывающим другие технологии.
Остальные страны — прежде всего, европейцы, делают всё, чтобы принять участие в переговорах и сделать так, чтобы регион не встал перед необходимостью использовать то, что ему дают в Поднебесной, подстраиваться под КНР и вкладываться в другие технологии. Ожидается, что США после прихода Байдена к власти будет использоваться протекционистскую систему налогообложения. Начинается борьба и торг, который решит исход битвы за глобальных рынок батарей и, следовательно, самого электротранспорта.