С 29 марта стартует спецпроект Третьяковской галереи «Модели художника в объективе фотоаппарата». Посетив эту выставку, вы сможете увидеть фотографии реальных людей, которые встречались на творческом пути русских художников и смогли вдохновить их на написание портретов. Это позволит поближе познакомиться с историей создания картины и еще раз убедиться в таланте автора.
Коровин как портретист
Константин Алексеевич Коровин был ярким представителем русского импрессионизма. Он старался создавать форму цветом, передавать всю яркость и разнообразие красок окружающего мира. Коровин работал над картиной быстро, не сильно заострял внимание на проработке фона, переходы тонов делал более резкие, наносил смелые цветные мазки и не сильно детализировал объекты. Особенно он любил писать пейзажи. Любовь к пленэрной живописи у него воспитал Саврасов, но основы художественного мастерства ему передал Поленов. Несмотря на склонность к пейзажному жанру, он писал и портреты друзей, меценатов и возлюбленных. Большая их часть имеет пленэрный, набросочный стиль письма. В некоторых черты лиц вовсе не прорабатывались – только красочный силуэт.
В гостях у Поленова
Коровин часто бывал гостем в доме Василия Поленова, своего учителя и наставника, который находился в деревне Жуковка. Там он и познакомился с Марией Якунчиковой. Она не просто была его коллегой, молодой художницей, но и приходилась родственницей Поленову – свояченицей. Константин и Мария хорошо поладили. Он сделал ее набросочный портрет красками, а также изобразил ее вместе с собой на картине «В лодке», и на полотне «За чайным столом» вместе с ее родственниками.
Театральная среда
Познакомившись через Поленова с известным меценатом Саввой Мамонтовым, Константин Алексеевич начинает работать над декорациями к его Частной Опере. Благодаря этому он знакомится с самим Федором Шаляпиным, который стал в итоге ему другом, а также с оперной певицей Татьяной Любатович и хористкой из Харькова — Анной Фидлер, которая впоследствии стала ему женой. Своего друга, Шаляпина он писал несколько раз, в основном во время отдыха. Тот портрет, который находится в Третьяковской, имеет большее портретное сходство – в нем лучше проработаны черты лица. Второй, во время чтения, сделанный в усадьбе Владимира Теляковского, имеет белее набросочный характер. В такой же манере он изобразил и дочек Шаляпина – видно лишь силуэты молодых девушек у окна.
Портрет Татьяны Любатович более детальный. Несмотря на то, что он написан в помещении, он все-таки пленэрный. Девушка сидит на подоконник, окно открывает вид на сад, природный фон хорошо подчеркивает ее молодые черты и красоту.
Столь детального портрета своей жены, Анны Фидлер, он не делал. На картине «Хористка», несмотря на совпадение профессии, изображена не она. Ее можно увидеть на полотне «Бумажные фонари». Она так и не смогла стать для него настоящей музой. Многие друзья Коровина считали, что брак был случайным, из-за неосторожности.
Наверное поэтому через 10 лет после венчания с Фидлер у него завязывается роман с Надеждой Ивановной Комаровской, актрисой театра и кино. С этого момента она становится постоянной спутницей Коровина: она сопровождает его в поездках, на мероприятиях, при отдыхе в компании друзей. Константин Алексеевич посвятил ей несколько портретов. Большая их часть, как всегда этюдные – в Гурзуфе, в мастерской, на террасе. Но полноценный, с детальной прорисовкой и подтверждением настоящего мастерства был создан в 1910 году. На этой картине, что не свойственно ранее автору, темный фон, но делает еще более выразительными черты молодой актрисы. Этот портрет мы разместили в самом начале статьи.