Известный египетский археолог Захи Хавасс сделал ещё одно громкое заявление, пообещав помочь министру культуры Италии Дженнаро Санджулиано добиться возвращения Моны Лизы из парижского Лувра.
«Я и Италия можем объединиться, чтобы вернуть украденные артефакты Италии, — заявил бывший министр туризма и древностей Египта Хавасс. — [Мона Лиза] — это самая важная вещь. Она должна вернуться в Италию».
Вопрос реституции культурных ценностей, награбленных Европой, безусловно один из самых актуальных в последнее время, но утверждать, что знаменитая картина Леонардо да Винчи была украдена, мягко говоря, большая натяжка.
Последние три года своей жизни художник провёл во Франции, работая при дворе короля Франциска I. Считается, «Мона Лиза» была подарена его покровителю и после смерти Леонардо стала достоянием французской нации.
«Точный путь, по которому «Мона Лиза» попала в коллекцию Франциска I, до сих пор остаётся довольно запутанным, но вряд ли ему приходилось заниматься каким-то незаконным присвоением картины своего собственного художника — говорит Мартин Кемп, эксперт по Леонардо. — Нет никаких оснований полагать, что «Мона Лиза» была действительно «украдена» французским королем».
Однако именно такими громкими заявлениями известен Хавасс в течение многих лет.
В книге «Добыча» Шарона Ваксмана, посвящённой истории похищенных произведений искусства, Хавасс был назван «самым отвязанным человеком в египетском правительстве. В Министерстве культуры никто не знает, когда, и что может сказать Хавасс».
Однако Хавасс не первый, кто считал, что подлинное место Моны Лизы в Италии.
В 1911 году итальянский художник Винченцо Перуджа, который работал уборщиком в Лувре, украл шедевр. Позже он заявил, что сделал это из патриотических соображений, решив вернуть картину домой, поскольку она была украдена Наполеоном.
Благодаря громкой краже, картина впервые стала всемирно известной, какой она остается и по сей день.
Действительно, Наполеон систематически грабил художественные ценности, набивая Лувр шедеврами. Однако Перуджа жестоко ошибался, считая «Мону Лизу» одним из них.
Заметим, что и Хавасс уже пытается отказаться от своего заявления о картине Леонардо.
«Мое заявление относительно возможной поддержки реституции итальянских произведений абсолютно не согласуется с тем, что я недавно заявил в Орвието, вероятно, это следствие неправильного перевода», — сказал он той же ANSA, которой ранее дал скандальное интервью.
Недавно Хавасс выступал в Италии с докладом о недавних египетских археологических открытиях на литературном фестивале Isola del Libro в Орвието. И в интервью прессе он подтвердил свою давнюю мечту добиться возвращения трёх самых известных египетских древностей: Розеттского камня из Британского музея в Лондоне, статуи царицы Нефертити из государственных музеев Берлина и Дендерского зодиакального потолка из Лувра.
Эти три кейса имеют куда больше шансов на реституцию, чем «Мона Лиза».
Розеттский камень был обнаружен французами во время наполеоновского нашествия в Египет в 1799 году. Два года спустя, когда Россия разгромила Наполеона, камень попал в Британский музей.
В 1920-х годах немецкий археолог Людвиг Борхардт договорился о том, чтобы бюст Нефертити стал частью системы «partage» (дележа обнаруженных археологических находок).
Французский коллекционер Себастьен Луи Сольнье, который вывез зодиакальный барельеф из храма в Дендерах, утверждал, что в 1820-х годах у него на это было разрешение египетского правителя. В течение более трёх недель он сначала пытался спилить замысловатую резьбу, изображающую космос, а затем прибегнул к взрывчатке.
Несмотря на многолетние усилия Хавасса, египетское дело всё ещё не сильно сдвинулось с места, как, например, в случае с бенинской бронзой, украденной британцами в 1897 году в Нигерии.
Растущий интерес и международное давление привели к тому, что немецкие музеи вернули 21 бенинский предмет, Смитсоновский институт вернул 29 экспонатов, а Музей искусств Стэнли при Университете Айовы передал два экспоната бывшей королевской семье Бенинской империи.
Вопрос о реституции мрамора Парфенона, большая часть которого хранится в Британском музее, также продолжает попадать в заголовки газет. Новый директор Николас Куллинан недавно предложил одолжить его Греции «по библиотечному абонементу».