По сообщению пресс-службы Минпромторга, столица в 2018-2019 годах приобретёт 200 единиц электробусов у российских производителей — Группы ГАЗ. Стоимость одной единицы техники составляет от 10 до 30 миллионов рублей, импортные — дороже, до €600 тысяч. Закупаемые электробусы ездят на литий-ионных батарейках, заряжающихся за 10-18 минут. Максимальная мощность двух используемых в конструкции силовых электроустановок — 125 кВт.
Недавно Блумберг Нью Энерджи Финанс опубликовал исследование, в котором обращал внимание на то, что использование электробусов в глобальной транспортной системе экономит 279’000 баррелей нефтепродуктов в день. Крупный дизельный электротранспорт — один из основных «пожирателей» нефтепродуктов. По подсчётам аналитиков, внедрение 1’000 электробусов ежедневно экономит 500 баррелей дизеля в день. Выходит, что московское правительство за два года добьётся с помощью анонсированной покупки ежедневной экономии 100 баррелей дизеля.
Такие меры хоть немного сдержат рост употребления нефтепродуктов в нашей стране и в мире. По данным Управления энергетической информации США (EIA), общее мировое потребление нефти увеличилось с 96.87 млн. баррелей в день в 2016 году до 98.52 млн. баррелей в день в 2017 году. ОВОС прогнозирует, что в 2018 году мир будет потреблять 100.31 миллиона баррелей в день.
Но основная ставка в мире в плане замены дизельных автобусов на электробусы делается на Китай. Как замечает Блумберг, «каждые пять недель китайские города выводят на автодороги 9’500 электробусов с нулевым уровнем выбросов — столько, сколько составляет весь электропарк Лондона». В этой стране парк электробусов уже составляет 99% долю от глобального парка, оценивающегося в 385’000 единиц. Но электробусы пока насчитывают 17% в общем парке автобусов страны — даже Китай далёк от кардинального решения вопроса.
Одним из передовых китайских городов в плане внедрения электробусов является китайский город Шэньчжэнь с населением 12 миллионов человек — здесь дороги бороздят около 16’000 электробусов. Это — крупнейший парк этого вида транспорта в мире, другого типа автобусы в городе просто не используют.
Лондон, Мадрид, Мехико планируют перейти на 100% парк электробусов к 2020 году, Нью-Йорк — к 2040 году. А в политической столице США Вашингтоне недавно совершена покупка 14 новых электробусов, созданных расположенной в Силиконовой долине компанией Протерра (Proterra).
Впервые Москва обнародовала планы по замещению автобусного парка электробусами в 2015 году, с 2021 года столица будет пополнять парк общественного транспорта только электробусами. Первый электробус ЛиАЗ-6274 вышел на улицы Москвы более года назад — в начале февраля 2017 года. Ещё одна российская модель, прошедшая испытания — КАМАЗ-6282. Есть также белорусские и китайские производители, готовые собирать электробусы в России и через их локализацию участвовать в госзакупках. Производство электробусов в России субсидируется государством.
Ранее говорилось о том, что с 2018 года ежегодно Москва планирует закупать по 300 новой техники. При этом парк автобусов, трамваев и троллейбусов столицы составляет порядка шести тысяч единиц. Если закупки будут осуществляться согласно плану, а с 2021 года общественным транспортом станут только электробусы, то выходит, что Москва перейдёт на них в течение 20 лет, не позднее 2040 года.