Музеи Нью-Йорка обязали сообщить, какие картины украдены

Музеи Нью-Йорка обязали сообщить, какие картины украдены

За каждым произведением искусства, висящим на стене музея, стоит своя история, и она не всегда красива. Многие музеи борются с наследием воровства, насилия и колониализма в своих коллекциях. Новый закон Нью-Йорка направлен на борьбу с болезненным наследием Холокоста: государственные музеи обязали рядом с украденными нацистами произведениями размещать табличку, уведомляющую об этом.

10 августа в рамках законодательной инициативы, направленной на сохранение памяти о жертвах Холокоста, губернатор города Кэти Хочул подписала закон.

Начиная с этого момента, музеям необходимо будет «разместить на видном месте табличку или другую вывеску», свидетельствующую, что произведение искусства было украдено нацистами.

«Как жители Нью-Йорка, мы едины в нашей торжественной приверженности пережившим Холокост: мы никогда этого не забудем, – говорится в заявлении Хочула. – Это люди пережили невыразимую трагедию, но упорно продолжали строить осмысленную и целеустремленную жизнь здесь, в Нью-Йорке. Мы обязаны сделать это перед ними, их семьями и шестью миллионами евреев, погибших во время Холокоста, чтобы почтить их память и обеспечить понимание будущими поколениями ужасов этой эпохи».

Во время Второй мировой войны нацисты отняли у евреев около 600’000 произведений искусства. Хотя преступление было совершено много десятилетий назад, многим из пострадавших семей до сих пор не вернули то, что когда-то им принадлежало. Так в Лувре хранится около 1700 экспонатов, которые были украдены нацистами.

Защитники жертв Холокоста призывают художественные учреждения активнее содействовать возврату ценностей.

В 2018 году Лувр провёл выставку произведений искусства, украденных нацистами, заявив, что цель этой экспозиции – найти законных владельцев произведений. Но специалист по реституции Марк Мазуровский заявил Washington Post, что эти усилия «слишком незначительные и запоздалые». Музей, по его словам, должен более активно искать законных владельцев.

В 1998 году 44 страны подписали Вашингтонские принципы по возвращению награбленного нацистами искусства. С тех пор Австрия и Германия вернули десятки тысяч украденных предметов, и процесс реституции в последние годы начинает сдвигаться с мертвой точки.

В этом году французские музеи вернули еврейским семьям 15 таких произведений искусства.

Несколько месяцев назад лондонской комиссии удалось вернуть картину 1683 года 101-летней голландке по имени Шарлотта Бишофф ван Хеемскерк. А в апреле Верховный суд США встал на сторону семьи Кассирер, которая добивалась возврата картины из испанского музея.

Но наряду с победами были и поражения. Так, несмотря на решение американского суда по делу семьи Кассирер, те не смогут получить картину в ближайшее или обозримое время.

В более длительной перспективе, как пишет один из инициаторов Вашингтонских принципов Стюарт Э. Айзенштат, «Россия и несколько других европейских стран, которые поддерживали Вашингтонские принципы, в значительной степени игнорировали или почти не выполняли их».

В России тема реституции весьма чувствительная, ведь сразу всплывает вопрос имущества, отнятого во время Октябрьского переворота, которое перекочевало в карманы коммунистической «элиты», чьи потомки сейчас стоят у власти в стране. «Перестройка» как бы легализовала этот передел, но представители всех слоев общества от верхов до низов помнят, как и кто отнял у них нажитое многими поколениями.

Возвращаясь к нью-йоркскому закону, он имеет выборочный характер – не касается недавних судебных дел.

В 2009 году, согласившись на нераскрытую сумму, Музей современного искусства (MoMA) и Музей Гуггенхайма сохранили две картины Пикассо, которые, как утверждал историк Дж. Х. Шепс, по праву принадлежали ему. Другой Пикассо оказался в центре судебного разбирательства между семьей Пола и Элис Леффманн и Метрополитен-музеем; в 2019 году Апелляционный суд США оставил в силе предыдущее решение, приняв сторону Метрополитен-музея.

Новый закон также не признает произведения искусства, украденные за пределами Европы.

По данным журнала Gothamist, Метрополитен, Музей американского искусства Уитни, MoMA, Музей Гуггенхайма и Бруклинский музей до сих пор не опубликовали информацию о том, как они планируют соблюдать требования нового закона.

Поделиться с друзьями
Subscription