Музы Монпарнаса: свобода, за которую пришлось платить

Музы Монпарнаса

Открывшаяся в ГМИИ им. Пушкина выставка «Музы Монпарнаса» знакомит зрителей с жизнью и творчеством женщин, учившихся и работавших в артистическом сердце Парижа в Прекрасную эпоху. Героини, съехавшиеся сюда из множества европейских стран, включая Россию, ворвались в мужской мир и нашли в нём для себя место.

Свобода, о которой они мечтали и которой добились, кого-то сделала счастливой, а кому-то разбила жизнь, но подарила нам такие имена, как Вера Мухина, Анна Голубкина, Любовь Попова, Мария Васильева, Камилла Клодель, Жаклин Марваль, Соня Делоне.

Многие из девушек хорошо существовали на Монпарнасе, а их продвижением занимались те же, кто разглядел талант в Пабло Пикассо и Сальвадоре Дали. Да и сам Пабло Пикассо — художник, известный не только талантом, но и коммерческой жилкой увидел перспективу в женском стиле и продвигал прекрасных коллег среди известных меценатов, таких как Сергей Щукин.

Мария Васильева. Крыши
Мария Васильева. Крыши

Преуспела, например, Мария Васильева, сделавшая свою мастерскую местом встреч и бывшая любимой гостьей других салонов. В трудные годы Первой Мировой войны она не только могла безбедно существовать, но и открыла бюджетную столовую для других художников, не позволяя им голодать.

Уроженка Одессы Соня Делоне стала законодательницей мод, определив нарядами «Симультанного ателье» артистический облик Парижа.

Всемирную славу приобрела Вера Мухина (кстати, наследница крупного состояния), которая в 1912-1914 годах жила в Париже и посещала студию Коларосси, Академию Гранд Шомьер и классы Э.А. Бурделя. Но её успех, как и успех другой русской жительницы Монпарнасса — Александры Экстер, был в большей степени связан с СССР — изменившейся родной страной с новыми художественными задачами.

Политическая ситуация отразилась на многих русских, кто приехал в Париж, надеясь получать доходы из России. После революции они прекратились, а заработок от творчества требовал особых навыков в получении заказов.

Но трагедия постигала не только русских девушек, но и других, в особенности тех, кто шёл по зыбкой почве рискованного личного выбора.

Многие девушки преодолевали разрыв с семьёй, которая не соглашалась принимать их профессию, образ жизни и особенно работу натурщицами. Последние были важной частью богемы Монпарнаса, и нередко из них выходили талантливые художницы — например, знаменитая Кики. В трудную минуту у таких девушек не было поддержки семьи, и последствия своего решения им приходилось преодолевать самостоятельно.

Кто не был склонен по характеру прыгать в омут — не прыгал в него, но для кого-то свобода и раздольная жизнь, бесконечные гулянья были очень и очень близки. Такие быстро сгорали и сходили со сцены.

Жанна Эбютерн. Суицид
Жанна Эбютерн. Суицид

Были и те, кто лишился жизни и здоровья от безграничной трагической любви. Такова талантливая муза Модильяни — художница Жанна Эбютерн, бывшая предельно скромным, тихим, преданным человеком в жизни. Но на её автопортретах мы видим её волевой — и действительно, она добровольно ушла из жизни следом за Модильяни, несмотря на то, что была матерью одного его ребёнка и ждала второго. Ей было немногим больше 20…

Не менее трагична и судьба Камиллы Клодель, воспитанницы академии Колароссии и многолетней возлюбленной Огюста Родена. Многие искусствоведы считают, что Огюст Роден многим обязан Камилле Клодель и тем подтверждают её заявления, признанные за паранойю (последние 30 лет скульптор провела в сумасшедшем доме).

Камилла Клодель и другая ученица Родена Анна Голубкина с его подачи разрабатывают тему старости, делая её мощнее. Женщины Монпарнаса вообще сильнее погружаются в то, что мужчинам понять не дано. Если Роден символически пишет прекрасную куртизанку, которая смотрит на себя и понимает, что её время ушло и видит, во что она превратилась, то Камилла Клодель вкладывает туда всю страсть женщины, которой возлюбленный предпочел другую.

Но вряд ли хоть одна из муз Монпарнаса пожалела о своём выборе, как бы ни сложилась её судьба. Это были мощные личности, понимавшие, что за каждым шагом последует расплата как в профессии, так и в любви. Они хотели такой свободы и получили её.

Поделиться с друзьями
Subscription