Налог на самозанятых не решит вопросы экономики РФ

Сразу хочу сказать, что весь международный опыт (за редким-редким исключением) говорит о том, что налоговый прессинг — вещь контрпродуктивная. Она загоняет самозанятых граждан в подполье, в серую зону.

Как говорил незабвенный профессор Преображенский, разруха не в сортирах, а в головах.

Мы — свидетели, причём в очередной раз,, когда чиновники не удосужились элементарно посчитать, или хотя бы послушать экспертов — учёных-экономистов, которые утверждают и показывают на цифрах, что доход от легализации самозанятых минимален, если не сказать микроскопичен. Даже затраты на введение процедур по сбору налогов не покрываются. Лучше и выгоднее — оставить в покое самозанятых. Они и так приносят доход от своей деятельности.

Казалось бы, все так очевидно — так в чем же дело?

В августе 2019 года Росстатом и Минэкономразвития подведены первые итоги по легализации этих самых самозанятых.

Результат более чем плачевный. Легализовались менее 1%, а число зарегистрировавшихся самозанятых граждан почти в сто раз меньше количества людей, находящихся в тени.

Закон вступил в силу 1 января 2019 года (гражданам необходимо скачать мобильное приложение «Мой налог»), и это дало всего-навсего 162’000 зарегистрировавшихся человек.

Этот результат плачевен не только по малому количеству людей, отреагировавших на этот налог (налог на профессиональный доход, сбор с самозанятых), но и потому, что на него практически не отреагировали регионы.

Достаточно сказать, что три четверти этой очень небольшой для России группы зарегистрировавшихся — 96’000 человек — относились к Москве, а остальные были распределены между Московской областью, Татарстаном и Калужской областью.

Явный неуспех введения в действие налога о самозанятых — следствие в целом всей экономической политики нынешнего руководства страны. Так называемая двухконтурная система управления экономикой, где одновременно сосуществуют два мира, две экономики, два уровня жизни, две идеологии, две страны (Бельгия и Конго) — исчерпал себя. Сама стратегия чиновников, управляющих экономическим сегментов, бездарна и контрпродуктивна.

Даже в условиях вопиющей одиозной формы олигополии, сложившейся в России, курс на выжимание лимона 2-3-4 и более раз вместо того чтобы разработать и провести в жизнь более справедливые механизмы распределения ренты от дохода на природные богатства страны становятся не просто кричащими, а вызывают высшую степень недоумения и оторопи, не говоря уже о специалистах-экспертах, но и у самих людей — в широких слоях населения.

Как отмечает Георгий Остапкович из Высшей школы экономики, при повышении налоговой нагрузки есть риск, что те, кто вышел из тени, могут снова уйти в подполье.

Кому адресован этот закон? Он адресован так называемым индивидуальным предпринимателям, трактовка которых настолько размыта и непонятна, что под неё попадает чуть ли не треть населения страны.

Посудите сами. Сюда попадает как таксист, так и арендодатель недвижимости, репетитор, маркетолог, айти-специалист и даже рекламщик.

Минэкономики планирует, что до конца 2019 года зарегистрируется 200 тысяч человек — но это капля в море. Эксперимент рассчитан на 10 лет.

Любопытно, что из того небольшого числа зарегистрировавшихся лидирует категория лиц, занимающихся извозом. На втором месте — арендодатели недвижимости, программисты и рекламщики.

В качестве безусловного успеха, по мнению Федеральной Налоговой Службы, указывается на то, что сборы составили 350 миллионов рублей (или, как бы сказали эксперты, 2’200 рублей на человека).

Обращает на себя внимание то, что непонятно, исходя из каких расчётов прибыль от деятельности самозанятых не должна превышать 2.4 миллиона рублей в год. Если же она превышает эту цифру, то налог соответственно вырастает.

Фискальные отчисления в данном случае у физлиц — 4%, а у юрлиц — 6%. Хочу сразу определить очень зыбкую, весьма противоречивую границу между физлицами и юрлицами как проблему неразрешимую в данном случае ни с правовой, ни с экономико-имущественной точек зрения, так как все (это определено в законе) индивидуальные предприниматели должны быть зарегистрированы как юрлица.

Формула запретительного социализма по отношению к любой творческой, в том числе коммерческой деятельности со времен введения “военного коммунизма» в 1918 году не претерпела сколько-нибудь существенных, радикальных изменений. Тезисы «грабь награбленное», «экспроприируй экспроприаторов» — это единственный урок, который хорошо выучили из учебников политэкономии социализма двоечники из РЭУ им. Г. В. Плеханова, оказавшиеся в руководстве ключевых ведомств, отвечающих за внутриэкономическую политику. И без того плохо отлаженная социальная политика в стране, которая всегда (на протяжении 1990-х — 2000-х) хромала на обе ноги, приобрела очередной довесок в виде закона о налоге на самозанятых для того, чтобы уж точно окончательно добить миф о свободе предпринимательства, и тем более социальном государстве, в Российской Федерации в дни «великого двадцати летнего юбилея».

Поделиться с друзьями
Subscription