Появление на дорогах машин с автопилотом ожидается только в начале 2020-х годов. К этому моменту инженерам, ученым и законотворцам придется ещё очень многое сделать. Вместе с тем, пионер в области автономных машин и основатель Tesla Motors Илон Маск заявил, что в ближайшие полгода настоящий автопилот Tesla будет уже готов.
Эта информация появилась в твиттере Илона Маска 23 января, когда он отвечал на вопросы о скором обновлении полуавтономного автопилота Тесла. В условиях, когда государственные органы еще не огласили правила появления на дорогах общего пользования автомобилей с автопилотом, и не дали на это разрешение, людей интересует, какая польза от машины, оснащенной автопилотом? Отвечая на этот вопрос, Маск сказал, что «безопасность существенно повысится при наличии автопилота, даже если регулирующие органы не разрешат ездить без водителя». Относительно сроков, когда мы сможем увидеть зримые результаты перехода от технологии «продвинутого автопилота» к полному автопилоту Тесла, Илон сказал – «через 3 месяца возможно, через 6 месяцев – точно».
Международная классификация автопилотов
Forbes предполагает, что под автомобилем с полноценным автопилотом Илон Маск понимает автономность 4-го уровня согласно классификации, разработанной Ассоциацией Автомобильных Инженеров (Society of Automotive Engineers).
Международное Общество Автомобильных Инженеров (International Society of Automotive Engineers, SAE), основанное в США – это профессиональная ассоциация инженеров, занятых в области разработки и производства легковых автомобилей, грузовых машин, и аэрокосмической отрасли. Помимо разработки отраслевых стандартов она также занимается обучением, профессиональной сертификацией и популяризацией науки, технологий, инжиниринга, и математики.
Машина с автопилотом 4-го уровня подразумевает, что машина способна ездить автономно практически всегда, за исключением некоторых редких ситуаций. 5-й, наивысший, уровень автономности – когда машине с автопилотом вообще не требуется водитель ни при каких обстоятельствах.
SAE различает 6 степеней автономности вождения – от 0 до 5. Первые три подразумевают обязанность человека следить за ситуацией на дороге:
0. ручное управление,
1. ассистент водителя,
2. частичный автопилот (круиз-контроль).
На следующих трёх уровнях – уже автопилот следит за дорожной ситуацией:
3. автопилот с ограничениями по динамичному вождению,
4. высокая автоматизация, когда автопилот отвечает за руление, разгон, торможение, мониторинг дорожной ситуации, осуществляет функции динамичного вождения (перестроение, повороты, подача сигналов),
5. полный автопилот.
Текущие проекты машин без водителя
В США пока нет законов, регулирующих движение автопилотируемых автомобилей на дорогах. В сентябре 2016 году Департамент Транспорта США опубликовал только дорожную карту внедрения и апробации автопилотов. Вместе с тем, в Америке с 2009 года Google проводит испытания своего автономного автомобиля. Прокатные компании Uber и Lyft также тестируют такси с автопилотом.
В Европейском Союзе действуют строгие ограничения на проведение испытаний машин с автопилотом на дорогах общего пользования. Здесь основной акцент делается на развитии общественного транспорта, поэтому в Финляндии, Швейцарии, Нидерландах сейчас проходят испытания автобусов с автопилотом. Во Франции, как мы недавно писали, проходят испытания небольшого автобуса без водителя Easymile EZ10. В Норвегии тестируется автопилотируемая машина по доставке еды. В апреле 2016 через всю Европу прошла автоколонна грузовых машин DAF, Daimler, Iveco, MAN, Scania и Volvo, особенностью которой стало автономное управление части машин в колонне. Головная машина задавала скорость и маршрут движения.
Подобно проекту Mcity Университета Мичигана, Шанхай проводит масштабное испытание машин с автопилотом на специальном полигоне площадью 100 квадратных километров. К 2020 году Шанхай планирует стать плацдармом для 10 тысяч машин без водителя. В Сингапуре NuTonomy запустила услугу такси без водителя, там же Delphi предлагает услугу проката автомобиля с автопилотом. В Токио Toyota тоже проводит испытания автомобилей с автопилотом.
В России создана ассоциация Автонет, объединяющая НАМИ, КАМАЗ, Соллерс и Группу ГАЗ с целью объединить разработчиков транспортных средств с частичным и полностью автономным управлением. Ожидается, что бюджет 2017 года на разработку систем автономного управления составит 7 миллиардов рублей, 50% из которых выделит государство, а другие 50% — автопроизводители. Дорожная карта проекта на первом этапе предусматривает работу автономных грузовиков и автобусов на территории КамАЗа уже в 2018 году. На следующем этапе (до 2021 года) будет обеспечена работа в беспилотном режиме магистральных тягачей. На третьем этапе к 2035 году будет налажена полная автоматизация перевозок автобусами и грузовиками на дальние расстояния.
Когда появятся машины с настоящим автопилотом?
Планы запуска машин с автопилотом у мировых автомобильных компаний более консервативные, чем у Tesla Motors. Свои машины с автопилотом 4-го уровня Toyota и Renault-Nissan планируют представить к 2020 году, Ford – к 2021.
Оценка экспертов еще более осторожная. Эндрю Мур (Andrew Moore), декан факультета компьютерных технологий из Университета Карнеги Мелон, считает, что от автопилота Tesla 5-го уровня нас отделяет десятилетие. Дорожная карта Европейского Консультативного Совета по Научным Исследованиям Автомобильного Транспорта (ERTRAC) предусматривает достижение 4-го уровня только к 2020-2030 годам. При этом мировой рынок автономных автомобилей достигнет 44 миллионов машин к 2030 году.
По мнению Джила Пратта (Gill Pratt), руководителя Исследовательского Института Toyota, представленные в настоящее время машины, включая Mercedes-Benz, Tesla, Google, Uber и Volvo, относятся ко второму уровню автопилотирования. И очень трудно сказать, когда мы достигнем уровня 5.
Успехи и неудачи автопилота Тесла
В январе Tesla Motors опубликовала результаты производства и продаж в 2016 году. Производство выросло на 64% до 83’922 машин. Продажи выросли на 50.9%, и составили 76’230 автомобилей.
Кстати, посмотрите видеоролик работы автопилота Тесла, я думаю, Вы будете впечатлены.
Вместе с тем, надо иметь в виду, что автопилот Тесла это еще не система 5-го уровня (только 2-го) и требует участия водителя в управлении автомобилем. Серьезным напоминанием об этом стало ДТП со смертельным исходом, в которое попало автопилотируемая машина Tesla Model S в мае 2016 года.