Если бытие определяет сознание человека, то мировая экономика определяет «сознание национальных экономик», а никак не наоборот. Чисто экономические инструменты по борьбе с экономическими катаклизмами: кризисами разной природы, платёжного баланса, валютно-финансового происхождения и т.д., базируются на выборе из «Теории игр».
Такие международные организации, как группа Всемирного банка, МВФ имеют «летучие коллективы», также называемые группами Ad Hoc, которые разрабатывают различные методологии по борьбе с различными кризисами в глобальной экономике.
Теоретически, есть кризисы, которые не влияют на экономику других стран и носят локальный национальный характер. Но со времён правления администрации Клинтона в США большинство кризисов национального характера «перекидываются» на соседние страны, а иногда и на весь мир. Если до этого это явление в мировой экономике существовало, то оно не носило системного, периодического и регулярного характера.
Какова же природа этого явления? Она так до конца и не выяснена.
Крупные имена, многие из которых – Нобелевские лауреаты по экономике, отвечают на этот вопрос просто: «Мы составляем таблицу факторов, формирующих картину кризисов и смотрим, какой из этих факторов превалирует». Исходя из этой системы учёные начинают бороться с кризисом через призму доминирующего фактора: сначала снимается напряжение, потому – острота и последствия кризиса, а затем наступает фаза купирования посткризисных явлений.
Нынешний президент Центробанка Израиля господин Фишер занимал пост второго человека в МВФ либо чиновника №1 в Администрации Белого Дома по мировой экономике и был советником Б. Клинтона практически за весь период его пребывания у власти.
Этот экономист, являясь замглавы МВФ в период президентства Мишеля Камбесю, разработал таблицу для анализа кризисных явлений, состоящую из 47 пунктов. Это инструменты чисто экономического или валютно-денежного регулирования, в основном связанные в вертикальном и горизонтальном движении, применяемом либо Федеральной Резервной системой США, либо другими глобальными регуляторами типа ЕЦБ. У других разработчиков пунктов ещё больше.
Что очень важно, в модели Фишера к чисто экономическим инструментам всегда добавляется политэкономический фактор. Если называть вещи своими именами, то это признание: на отдельные экономические инструменты воздействуют политические факторы, сформулированные политическими группами и системами.
Господин Фишер рассказывал, как в бытность его заместителем председателя МВФ он наблюдал следующую картину: группа одного из учёных «пыталась определять политику и вопрос в том, каким образом они это сделают. Мне это стало ясно ещё до того как я попал во Всемирный Банк (Фишер успел поработать и там тоже – прим. ред.), когда в 1985 году меня привлекли к разработке программы стабилизации мировой экономики. Программой занимались Майкл Бруно с коллегами».
По этой цитате мы видим, как частный вопрос разрешения конкретной ситуации с конкретным национальным кризисом превращается в серьёзную экономическую коллизию с прямым политическим выходом.
Все международные экономические организации давно стали центрами принятия политических решений. Вопрос в том, в чьих интересах принимаются эти решения.
Возвращаясь к эпохе кризиса в России в 1998 году, свидетелем и демиургом которого и был господин Фишер, становится понятно, что никакие транши МВФ не могут спасти ни кризис национального характера, ни предотвратить его последствия в глобальном масштабе, если нет интересантов внутри национальной ситуации и взаимопонимания между экспертным сообществом международных организаций и представителей национального регулятора. Так произошло и во время кризиса августа 1998 года, когда Фишер занимал пост первого заместителя председателя МВФ.
Наши размышления сегодня – не просто дань текущему моменту из-за опасений, связанных с грядущим дефолтом или чем-то наподобие этого, предвозвестником и импульсом к чему будут выборы сентября 2021 года, а затем и транзит власти. Он должен пройти в формате традиционно русского обноса населения: уходя, власть напоследок должна снять сливки с населения, ложно полагая, что за почти 30 лет его пребывания у власти, население накопило жирок.
Призывы к экспертному сообществу внимательно отслеживать тончайшую, почти прозрачную ситуацию в сфере смычки работы международных организаций и правительства РФ, связанные с грядущим транзитом власти – это призыв здравомыслящих наблюдателей, знающих природу российской власти.
Кроме того, в постпандемический период начался инвестиционный бум во всём мире. И те мегалопроекты, которые вчера городу и миру предъявил Леонид Михельсон после встречи с Путиным (последний назвал их не просто грандиозными, а циклопическими), говорят о том, что хлынувшие в Россию инвестиции не успеют реализоваться, а тем более осесть в национальной российской экономике, так как смена политической декорации произойдёт так быстро, что триллионы долларов и евро могут так же, как неоднократно было в истории, осесть на неких номерных счетах в далёких латиноамериканских офшорах.
Неслучайно ряд дипломатических представителей отдельных латиноамериканских стран уклоняются от встреч с прессой, как только они узнают, что издание интересуется перспективой и развитием отдельных офшорных оазисов, традиционно связанных с российским капиталом.