Международная группа экспертов сообщила, что, по их мнению, они нашли давно утраченную картину мастера эпохи Возрождения Рафаэля Санти. Но других специалистов это не убеждает. Они называют произведение искусства дешёвой старой копией.
Датируемая 1504 годом, картина высотой 46 см изображает Марию Магдалину на почти чёрном фоне. Она создана по почти идентичному образцу, и довольно знаменитому портрету, выполненного в 1500 году Перуджино, художником из мастерской Рафаэля, который сейчас находится во дворце Питти во Флоренции. В обоих случаях образ Магдалины списан с жены Перуджино — Кьяры Фанчелли.
Картина принадлежит анонимному коллекционеру. Анализ пропорций, композиции привёл исследователей к выводу, что оно было создано Рафаэлем. В центре их аргументации — наличие «спольверо», мелкой пыли, использовавшейся для переноса контуров подготовительного рисунка, найденной внутри красочных слоёв.
Исторический анализ говорит, что Рафаэль использовал технику переноса на протяжении всей своей карьеры. Исследователи утверждают, что Перуджино этого не делал.
«Рафаэль? Невозможно: максимум — прототип Перуджино. Нет никаких шансов, что картина, о которой объявлено в Перголе, написана мастером из Урбино. Картина частной коллекции, с естественным стремлением её владельца обладать Рафаэлем», — пишет известный искусствовед Витторио Сгарби.
Честно говоря, когда я в своё время услышал, что большая часть «шедевров» из коллекции Тома и Дафны Каплан, выставленных в своё время в ГМИИ им. Пушкина, это недавно «вновь обретённые» работы Рембрандта, Вермеера, и т.д. меня тоже посетила эта «преступная» мысль. Не верю я в случайности. И не за так и не просто так их возят по музеям мира… всем хочется кушать.
Результаты исследования, которые готовятся к публикации в журнале Art&Science, были представлены на этой неделе на конференции в итальянском городке Пергола. Как только об этом стало известно, некоторые представители академического мира искусств поспешили возвестить об обретении нового Рафаэля. Многие другие сочли выводы неубедительными.
В числе них и замминистра культуры Италии Витторио Сгарби: «Нет никаких шансов, что картина Рафаэля… Это всего лишь журналистская сенсация… основанная на знаниях немногих».
Отчёт, опубликованный итальянским Finestre Sull’Arte, высветил причины скептицизма, включая тот факт, что Перуджино изредка использовал «спольверо». В статье также упоминается и то, что один из экспертов картины — Аннализа Ди Мария — ранее уже подвергалась критике за скоропалительную аттрибутацию других работ.
«Игра в то, что некое частное лицо владеет «более аутентичным» образцом, чем те, которые находятся в музеях, уже случалась с Рафаэлем, — добавил Сгарби, вспомнив предыдущий инцидент, когда коллекционер заявил, что владеет забытым автопортретом художника. — Потом лихорадка прошла. Ясно одно, что частное владение и экспертиза узким кругом наносят ущерб признанию авторства».