Питер Пауль Рубенс был плодовитым художником, но не каждый день эксперты обнаруживают очередной шедевр фламандского мастера 17-го века. Сцена распятия, прекрасно выполненная примерно в 1614-1615 годах, была найдена среди вещей покойного парижанина и 30 ноября должна уйти с молотка на местном аукционе.
«Это было написано Рубенсом на пике его таланта, – рассказывает агентству AFP аукционист Жан-Пьер Осена. – Это самое начало живописи в стиле барокко». По его мнению, картина являет собой «искреность исповедания веры и любимый сюжет Рубенса, протестанта, перешедшего в католицизм».
Осена описывает свой шок, когда наткнулся на картину во время будничного посещения ничем не примечательного парижского особняка в конце прошлого года. Ему было необходимо оценить предметы для аукциона, и тут на его пути появилось чудо барокко. Интуиция подсказывала ему, что перед ним «чрезвычайно редкая и невероятная находка, которая определит его карьеру аукциониста», – добавляет Осена.
Самое главное, что работа 400-летней давности сохранилась в отличном состоянии.
Чтобы подтвердить свою догадку, Осена обратился к экспертам. Сейчас самым авторитетным специалистом по Рубенсу является немецкий искусствовед Нильс Бюттнер, возглавляющий Рубенианский центр в Антверпене, который подверг картину рентгеновскому исследованию и анализу пигментов. Он подтвердил, что картина действительно написана рукой легенды фламандского барокко и что ранее искусствоведам она была известна только по гравюрам.
Бюттнер планирует включить эту работу в очередное издание рубенсовского каталога «Резон».

Бюттнер считает «поразительным» тот факт, что картина такого значения оставалась незамеченной так долго. Он отметил, что это произведение искусства когда-то принадлежало академическому художнику 19-го века Уильяму Бугеро, но если он и знал о его значении, то не говорил об этом.
Эксперт восхищается тем, как «Христос изображён одиноким, ярко светящимся на фоне зловещего, тёмного неба», отмечая также, как в болезненно реалистичной манере верхняя часть тела Христа выгибается вперёд, а его вес проявляется в напряжении рук, вытянутых над головой. «За зелёным и заросшим скалистым фоном Голгофы открывается вид на Иерусалим, освещённый, но, по-видимому, стоящий под проливным дождём», – добавляет искусствовед. Такая точность в деталях была очень характерна для Рубенса.
Распятие будет продано осенью 30 ноября, но аукционный дом не раскрыл никаких дополнительных подробностей о продаже и не опубликовал первоначальную оценку картины.
За прошедший год религиозные картины Рубенса на аукционах, как правило, продаваясь по цене от 1 до 5 млн долларов.
Рубенианский центр часто ставит под сомнение подлинность картин, приписываемых Рубенсу, но как и в случае с «Самсоном и Далилой» в Национальной галерее Лондона он считает полотно подлинным, несмотря на вердикт ИИ, что это подделка.