В Голландии обнаружен новый карандашный набросок Винсента Ван Гога, который в последствии превратился в более крупный рисунок «Изможденного» и картину «У врат вечности». С 17 сентября находка экспонируется в музее художника в Амстердаме.
Эксперты крайне редко находят новые работы голландского художника, поскольку искусствоведы довольно тщательно каталогизировали его творчество.
Поэтому, когда голландская семья обратилась к музею и попросила экспертов взглянуть на неподписанный рисунок, то для них стало большим сюрпризом обнаружить в нём эскиз великого мастера.
«Как центр изучения творчества Винсента ван Гога и его современников, мы в восторге от этого открытия. (…) Очень редко, когда находят и атрибутируют новую работу Ван Гога», – говорит директор музея Гога Эмили Горденкер.
На эскизе изображен пожилой изможденный мужчина в потрепанном костюме, сидящий на простом стуле, согнувшись и обхватив голову руками.
«В стилистическом плане эскиз идеально вписывается в многочисленные этюды этой фигуры времён проживания Ван Гога в Гааге, и его связь с «Изможденным» очевидна. Художник начал с нанесения сетки на бумагу, которая говорит нам о том, что он работал с перспективной рамкой, чтобы можно было быстро запечатлеть фигуру с правильными пропорциями. Затем он обработал лист в своем характерно выразительном стиле: не утонченно, но с энергичными царапинами и штрихами и нанесением контуров в поисках содержательного изображения с особым вниманием к эффектам света и тени», – комментирует находку старший научный сотрудник музея Тейо Мидендорп.
«Что касается материалов, – продолжает он, – то вы также найдете все, что можно было бы ожидать от рисунка Ван Гога этого периода: толстый плотницкий карандаш средней толщины, грубая акварельная бумага в качестве основы, закрепление водным раствором молока. В углах на обратной стороне есть следы повреждений, которые мы можем связать с тем, как Ван Гог прикреплял листы бумаги к своей чертежной доске – с помощью кусочков крахмала».
С необычной точностью картина была датирована экспертами концом ноября 1882 года, когда Ван Гог подробно описывал свою работу над «Изможденным» в письмах к брату Тео и знакомому художнику Антону ван Раппарду. Он явно гордился найденной композицией, сделав по ней через несколько дней литографию.
«Сегодня и вчера я нарисовал два изображения старика, упершегося локтями в колени и обхватившего голову руками – писал Ван Гог своему брату в 1882 году. – … Возможно, я сделаю с него литографию. Какое прекрасное зрелище представляет собой старый рабочий в своем залатанном костюме из бомбазина и с лысой головой».
«[Мне] кажется, что одним из сильнейших доказательств существования «чего-то высшего» … а именно существования Бога и вечности, является невыразимо трогательное содержание, которое обнаруживается в образе этого старика … когда он так тихо сидит в углу у своего очага», – писал Винсент Тео.
Находка, выставленная теперь в музее с остальными рисунками того времени, позволяет проследить, как композиция Ван Гога развивалась от первых эскизов до окончательной формы в виде литографии. Это, помимо самого мощного и тонкого рисунка, по словам Мидендорпа, уже внушительный вклад в изучение творчества художника.
В 1882 году Винсенту Ван Гогу было всего 29 лет. В Гааге он жил с Клазиной Марией Хоорник, беременной и бездомной проституткой. Художник не был отцом её ребенка. Она позировала ему для серии рисунков, включая литографию «Скорбь» (1882). На этом этапе своей карьеры Ван Гог мог позволить себе нанять только Хоорник или других обездоленных моделей, предлагая в качестве платы 10 центов и чашку кофе.
Для «Изможденного» художник выбрал одну из своих любимых моделей, пожилого мужчину с характерными бакенбардами по имени Адриан Якобус Зайдерланд, который фигурирует по меньшей мере в 40 набросках Ван Гога того периода.
За два месяца до своей смерти художник вновь обратился к «Изможденному», взяв его за основу для новой картины «У врат вечности» (1890). Здесь костюм старика выполнен в бледно-голубых тонах, которые контрастируют с пучками седых волос и оранжевым огнем камина. Атмосфера картины полна одиночества, большого горя и неопределенности.