Этот год – художественный Клондайк. Ранее мы писали об обнаруженных картинах Леонардо Да Винчи, Делакруа и Караваджо. Кстати, «Юдифь и Олоферн» последнего, оцениваемая в $170 миллионов, вчера, буквально за два дня до аукциона, ушла анонимному покупателю, связанному с крупным музеем. И вот еще новость – вновь обретена картина Диего Веласкеса «Портрет Донны Олимпии».
Портрет Олимпии Майдалькини Памфили (1591-1657), любовницы Папы Иннокентия X и жены его брата Памфилио, является одной из важных работ периода творческого расцвета Диего Веласкеса (1599-1660), крупнейшего представителя золотого века испанской живописи.
В 1649 году Веласкес отправляется в Италию, чтобы приобрести картины и скульптуры для своего покровителя испанского короля Филиппа IV. Если во время своего первого итальянского визита в 1629-30 годах он был малоизвестен за пределами Испании, то двадцать лет спустя он пользовался уже международной славой. По прибытии в Рим Веласкес был назначен официальным художником папского двора и много писал в это время. От его римского визита сохранилось 9 портретов, среди которых:
- портрет Папы Иннокентия X (сейчас в галерее Дориа Памфили, Рим);
- полуростовой портрет Иннокентия X (коллекция герцога Веллингтона, Лондон);
- портрет ученика художника Хуана де Парехи (Метрополитен-музей, Нью-Йорк);
- портрет банкира Фердинандо Брандини (Музей Прадо, Мадрид);
- портрет внука Олимпии – Камилло Массими (собрание Национального Траста, Англия);
- портрет ценителя искусств кардинала Камилло Асталли (Испанское общество, Нью-Йорк);
- и портрет монсеньора Сеньи, мажордома Иннокентия X (частная коллекция Англия).
Портрет Олимпии стал десятым из этого круга работ. Известна даже точная дата его создания – понедельник 11 июля 1650 года, после обеда. Об этом сообщает непосредственный свидетель события Франческо Гуаленги в своем письме герцогу Моденскому Франческо I д’Эсте.
Олимпия Майдалькини Памфили была не просто любовницей Папы, но одним из главных героев римской истории XVII века.
Обреченная вместе с сестрой на монастырь, ибо её брат должен был стать единственным наследником семейного состояния, она обвинила своего монастырского наставника в попытке соблазнения. В результате разразившегося скандала её оставили в покое и более не принуждали к духовной стезе.
Довольно скоро она вышла замуж за богатого торговца Паоло Нини, однако три года спустя стала вдовой. В 1612 году амбициозная 21-летняя женщина вновь выходит замуж за 48-летнего римлянина из знатного, но обедневшего рода, Памфилио Памфили (1564-1639). Это не только открыло ей дорогу в высшее общество Рима, но, главное, познакомило с братом мужа — блестящим адвокатом курии Джованни Баттистом (1574-1655).
С тех пор она настойчиво продвигала деверя по карьерной лестнице вплоть до конклава и занятия им престола Петра в 1644 году, под именем Папа Иннокентий X. В Риме говорили, что Олимпия более привязана к деверю, чем к мужу. Возведя Папу на престол, она получила огромную власть, богатства и ироничное прозвище «Папесса».
Кавалер Джустиниани писал в 1652 году: «Донна Олимпия Майдалькини – женщина большого духа, но единственная ее власть – это власть расчетливого экономиста. Когда при дворе освобождались должности, ничто не решалось без ее благословения; для занятия епископского престола все кандидаты должны были обращаться именно к ней; и что больше всего возмущало всякий честный ум, так это то, что предпочтение отдавалось тому, кто был щедрее всех».
В последние годы жизни папы Олимпия продала церковные преимущества и подделала чеки на сумму 500’000 скудо. Сообщника аферы, записываемого также в её любовники, казнили, а она вышла «сухой из воды».
После смерти Иннокентия X в 1655 году новый Папа Александр VII пытался вернуть украденные у церкви богатства, но безуспешно. Олимпия умерла в изгнании в своем поместье Сан-Мартино-Аль-Чимино в 1657 году, оставив баснословное наследство в 2 миллиона скудо.
После похорон «Портрет Донны Олимпии» наследуется её внуком кардиналом Камилло Массимо (1620-1677), после смерти которого полотно за 40 эскудо приобретает испанский аристократ и заядлый коллекционер Гаспар Мендес де Аро, 7-й маркиз дель Карпио (1629-1687). После его кончины, видимо, в качестве уплаты долга маркиза, Олимпия вместе с портретом Камилло Массими кисти Веласкеса отходит Эухенио де Лос Риос, рыцарю католического Ордена Сантьяго. 8 июня 1692 года оба этих портрета переходят неаполитанцу Чезаре Барбаро, а в 1724 году они уже числятся собственностью кардинала Помпео Альдрованди (1668-1752), претендента на папский престол в 1740-м году. Затем на два с половиной века портрет пропадает из вида.
22 апреля 1986 года на аукционе Venduehuis der Notarissen в Гааге полотно, как работа голландской школы, было анонимно приобретено частным коллекционером, от которого по наследству перешло нынешнему его владельцу.
3 июля 2019 года Sotheby’s выставляет «Портрет Донны Олимпии» Веласкеса на торги. Оценочная стоимость – 3.9 млн. долларов.