Несмотря на лицензирование, сколько музеев в РФ — неизвестно

Первая выставка частных музеев России открывает свои двери

Удивительно, что в России, как выяснилось, уже есть и постоянно открывается немало частных музеев. Держатся все эти начинания на энтузиазме и за счет средств их основателей. Затем кто-то из них живет за счет грантов, кто-то получает поддержку местных властей. Но ещё более удивительно то, что никто не знает точное количество таких музеев.

По данным недавно образованной Ассоциации частных музеев, в России не менее 450 частных музеев — но организация только начала свой нелёгкий путь по обсчёту, консолидации и лоббированию интересов частных лиц-музейщиков, и убеждена, что их гораздо больше. В профильном министерстве же — Министерстве культуры РФ — их, можно сказать, и не считают.

Владислав Александрович Кононов, директор Департамента музеев Минкультуры России, сказал на пресс-конференции: «Напомню, что у нас в стране сейчас около трёх тысяч музеев федерального, регионального и муниципального уровней и всего лишь 66 федеральных музеев. Это не считая частных… Многие пытались подсчитать количество частных музеев, но их количество не известно до сих пор. Почему? Очень простой ответ на этот вопрос. Потому что мы упираемся в терминологию, что считать музеем.

Есть четкое юридическое определение, что это некоммерческое учреждение, созданное собственником в целях сохранения, изучения, публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в Музейный Фонд Российской Федерации. Не просто коллекций, а именно включенных в Музейный Фонд, есть такая юридическая категория.

Есть государственная часть, есть негосударственная. И мы видим, что далеко не все частные музеи сегодня готовы включать свои коллекции в негосударственную часть музейного фонда. Потому что включение, конечно, повышает статус музея, но накладывает ряд серьезных обязательств на собственников в части хранения, обеспечения сохранности, учёта и в том числе перемещения.

Это проблема, это вопрос, который требует своего решения, безусловно, с тем, чтобы частные музеи либо находились в том правовом поле, которое у нас существует, либо подсказали нам в каком направлении его изменить, чтобы частные музеи начали юридически считаться музеями. Тогда мы узнаем, сколько их у нас в стране».

Когда высокий представитель министерства говорит о существовании в России музеев вне правового поля, он, конечно, имеет в виду их несоответствие положениям закона «О музейном фонде Российской Федерации…», причём в той части, которая гласит «Лицензирование деятельности музеев в Российской Федерации». В противном случае, конечно, их можно было бы посчитать на основании выданных лицензий. Лицензия выдаётся только тем, у кого есть постоянные источники финансирования, оборудованное помещение и существенное количество экспонатов, которые имеют историко-культурную ценность (не в рамках отдельно взятой семьи, но для государства).

Призыв изменить правовое поле в пользу частных музеев, на первый взгляд, может помочь энтузиастам получить название «музей». Но, с другой стороны, нужно ли нивелировать понятие музейного учреждения за счёт либерализации подхода к ценности коллекции? Мы, посетители, привыкли видеть в музее то, что называется «музейное качество». И надо ли нам от этого отвыкать? Думается, что не нужно. А то каждая частная галерея сможет получить музейный статус и более успешно продавать свои товары.

Но вот если государство хочет помочь энтузиастам, выставляющим настоящие музейные коллекции, с помещением или предоставить им финансирование, то это можно всячески приветствовать.

Поделиться с друзьями
Subscription