Суровая реальность глобального автомобильного рынка, где начинает царствовать Китай, создала предпосылки для дальнейшего формирования и укрепления альянсов автопроизводителей. На вызов отреагировали два японских концерна: Honda и Nissan. Однако на заявление о слиянии сразу посыпались возгласы сомневающихся: действительно ли укрупнение решит множество назревших проблем японского автопрома?
Автопроизводители Страны Восходящего Солнца всегда декларировали, что изготавливаемые ими автомобили способны проехать 100 миллионов км без замены двигателя — настолько они высококачественны. Развитые европейские страны и США ценило японцев за то, что они невелики в ценовом диапазоне и доступны для широкого потребителя.
Однако сегодня, когда вслед за сменой технологического уклада трансформируется автопром, и на коммерцию всё увереннее воздействует государственная политика в США и Европе, японцы вынуждены выживать. Дональд Трамп пообещал новые торговые барьеры для защиты отечественных компаний.
Напомним, что их основной внешний рынок находится в США (41% от покупаемых американцами авто) и в Евросоюзе (13.5% от закупок европейцев), где Ford и Volkswagen не сидят сложа руки, и всё увереннее захватывают доли Tesla и всевозможный Китай.
Honda и Nissan решили, что пора соединяться. Они уже ведут переговоры о слиянии, о чем сообщило японское информационное агентство Nikkei. Yomiuri уточнило, что меморандум о взаимопонимании может быть подписан 23 декабря этого года.
Nissan получит потенциальный доступ к капиталу партнёра и сможет разделить с ним расходы на R&D, помочь развитию Mitsubishi (Nissan владеет 24% акций Mitsubishi). Honda обретет больше производственных мощностей. Генеральный директор Honda Тосихиро Мибе заявил, что помимо слияния рассматривается возможность создания совместных предприятий с Nissan.
Вместе с тем, французы серьёзно сомневаются в том, что альянс способен помочь японцам в решении их проблемы. Китай — это очень сильный в электротехнике конкурент, говорят в Figaro.
Весьма вероятно, что так проявляется ревность — до 2018 года партнёром Nissan выступало Renault, но затем японские власти арестовали главу компании Карлоса Гона, вынужденного сегодня скрываться на исторической родине в Ливане. Но дыма, как говорится, нет без огня.