Буквально на днях бывший Министр Финансов, а ныне председатель правления «ФК Открытие» Михаил Задорнов доходчиво объяснил РБК, что происходит, когда экономика не растет хотя бы на 3% в год: «Пирог не растет. Соответственно, идет перераспределение, сокращается число игроков… Отсутствие экономического роста вызывает дополнительные конфликты между различными группами интересов в широком смысле этого слова и между отдельными группами влияния. И эти группы в большей или меньшей степени привлекают представителей силовых структур для решения экономических вопросов. То есть для бизнеса растут издержки уже даже не роста, а элементарного сохранения [позиций]».
Но это только один путь. А можно взять и законодательно запретить пользоваться старым телевизором, квартирой или машиной, как предложила Альфия Когогина, зампред комитета Госдумы по экономической политике и промышленности.
По случайному совпадению она является супругой президента КамАЗа Сергея Когогина, чья компания уже несколько лет подряд теряла свою долю рынка грузовых автомобилей в России, пока тот рос. В 2018 году упала не только доля, но и объем продаж на 1.4%. В этом году, судя по прогнозам экспертов, и рынок упадет и продажи КамАЗа то же.
Так вот, в заботе об экологии транспорта госпожа Когогина предложила Минпромторгу и Минтрансу проработать вопрос о «законодательном запрете использования автомототранспортных средств, достигших предельных сроков эксплуатации». Пояснений относительно, что за транспорт имеется в виду, в письме не уточнялось, то ли это личный и коммерческий, или только грузовой в тоннаже 14-20 – целевой рынок КамАЗа.
Позже Альфия Гумаровна на сайте Госдумы пояснила, что это вовсе и не законодательная инициатива, а так рекомендация: «Речь идет о коммерческих автомобилях, на которых зарабатывают деньги».
Но, честно говоря, даже если это только пока коммерческая техника, все это мы почувствуем на собственном кармане во множестве разных аспектов.
Те предприниматели, у кого будут средства на новую технику, заложат эту внеплановую модернизацию в рост стоимости товара, который мы покупаем, будьте уверены – цены вырастут на всё, так как булки в булочную пешком не ходят. Те, у кого денег на обновление не хватит – закроет бизнес и уволит сотрудников – нас с вами.
Но «различные группы интересов» и «отдельные группы влияния» наши трудности не интересуют. У них проблема – «пирог» уменьшился.
«Мы поддерживаем меры, направленные на обновление парка грузовиков, – заявили Коммерсанту в КамАЗе. – Это позволит улучшить экологическую обстановку в городах и повысить безопасность на дорогах». ГАЗ и Соллерс также поддержали идею.
Сегодня таких законодательных ограничений на возраст машин нет. Единственное ограничение касается детских автобусов – с 2020 года они должны быть не старше 10 лет.
Как отвечают в министерствах, письмо они получили, изучают, но выступают против крайних мер. «Вывод старой техники из оборота должен осуществляться за счет применения мер экономического, технического и организационного регулирования, а также стимулирования автовладельцев на приобретение нового, экологически чистого подвижного состава», — говорят в Минпромторге.
Действительно, дайте людям заработать, появятся в экономике деньги, они сами поменяют старую технику – это будет дешевле, чем её ремонтировать.
А пока в ГД планируют выяснить, почему в новостных «топах» остаются заголовки с фейковой информацией. Андрей Исаев заявил, что складывается впечатление, что поисковые системы специально нагнетают социально-политическую ситуацию.