Европейские технологии, гарантирующие экспозиционную привлекательность и сохранность музейных фондов, к сожалению, по-прежнему незаменимы. Это следует из слов главы Музеев Московского Кремля Елены Гагариной, сказанных ТАСС. Отсутствие поставок поставило под вопрос открытие долгожданного проекта: оно перенесено на неопределенный срок.
Музеи Московского Кремля десятилетие назад начали масштабный проект К5, который позволил бы им выставлять богатейшую, за неимением места скрытую от зрителей и томящуюся в запасниках, коллекцию в здании Средних торговых рядов. Витрины должны были открыть зрителям треть шедевров, в частности, серебро, посольские дары, старинное оружие из Оружейной палаты, которые заняли бы три зала по 1000 квадратных метров.
К 2022 году успели привезти из Европы согласно контракту только часть витрин; в дальнейшем поставщики отказались выполнять свои обязательства. 467 витрин, недопоставленных в Музеи Московского Кремля, заморозили масштабный и востребованный проект.
Как отметила Елена Гагарина, все помещения полностью готовы и большая часть работ завершена. Только выставочное экспозиционное оборудование заставляет держать проект замороженным.
«В России музейные витрины никто не делает, — посетовала она. — Я мечтаю, чтобы кто-то научился, чтобы кто-то построил предприятие по производству музейных витрин. Потому что все музеи нуждаются в витринах».
Крупнейшие музеи России привыкли закупать высококачественные, высокотехнологичные витрины в Германии, Италии и других странах. Российское производство, работающее на небольшие музейные пространства и частные коллекции, оказалось не готово к занятию ниши, освобожденной иностранцами.
Поэтому Европа своими санкциями хотя и не смогла подточить российскую экономику в целом, но она сумела нанести удар по развитию культурных проектов. В частности, «наказала» нас, с нетерпением ждущих проект К5.