Новые технологии позволили увидеть красоту изображения «Страшного суда»

Новые технологии позволили увидеть красоту изображения "Страшного суда"

В Музеях Московского Кремля завершилась 8-летняя реставрация одной из старейших икон — «Страшного суда». Она была проведена спуста век после последней реставрации шедевра древнерусской живописи в 1918-1925 годы, когда красочный слой был покрыт олифой. Миллиметр за миллиметром ведущий реставратор Лариса Гущина изучала и под микроскопом очищала красочные слои. Её виртуозная работа позволила посетителям увидеть красоту изображения «Страшного суда», созданного в эпоху, когда в кремлевском пространстве работали Андрей Рублев и греческие мастера.

«В ходе реставрационных работ нам удалось получить новые данные и серьёзно уточнить датировку, — сказала директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. — Эта икона была создана в конце XIV-начале XV века, во время расцвета древнерусской живописи».

Елена Юдина, художник-реставратор высшей категории, рассказала, что до реставрации потемневшая олифа создавала эффект непрозрачного стекла, закрывая изображение и не позволяя специалистам судить о сохранности живописи.

«Задачей реставрации было вернуть иконе первоначальный колорит путем утончения олифовой пленки по всей поверхности до прозрачного слоя, — поделилась она, — и поскольку работа была очень сложной, её поручили самому опытному реставратору, который работал под контролем реставрационных советов, состоящих из ведущих реставраторов Москвы. На советах обсуждались и утверждались методики, оценивались результаты и качество уже выполненных работ. Научная работа проводилась на всех этапах реставрации».

Из тёмной икона «Страшного суда» стала яркой и праздничной, в ней стали проявляться мельчайшие детали, надписи, фоны, определились слои позднейших реставраций и выделился эскиз первого изображения, красочный слой которого не сохранился.

Елена Юрьевна Гагарина
Елена Юрьевна Гагарина

Исходный рисунок — подробная композиция со множеством персонажей и центральной фигурой Сатаны, восседающей над двуглавым зверем. Его могут видеть специалисты в инфракрасном излучении.

«Самый яркий слой, предположительно, был создан в XV веке через короткое время после написания иконы», — говорит Елена Юдина.

Алексей Барков, старший научный сотрудник, хранитель Успенского собора, отметил, что «появление такого древнего памятника — большое событие не только для музея, но и для русской культуры в целом. Чем дальше мы продвигаемся в глубь веков, тем меньше сохранность памятников. Счет идёт на сотни, если не на десятки».

Музеи Московского Кремля реставрационным проектом вернули шедевр в культурное пространство россиян. Новые технологии в данном случае позволили максимально бережно очистить уникальную икону «Страшного суда» и увидеть, насколько его изображение прекрасно.

Казалось бы, сюжет должен устрашать — но в русской традиции он раскрывается философски. Рядом с Христом стоят ходатаи за людей — Богоматери и Иоанн Креститель, которые всегда заступятся за тех, кто совершил покаяние в своих грехах и укрепился в Вере. Сюжет базируется на сюжетах из Евангелия и Апокалипсиса, раскрывающих суть христианства, поэтому он один из самых популярных в древнерусском искусстве.

Абсолютный шедевр этого вида икон мы видим над Западным входом в Успенский собор, его авторы — Андрей Рублев и Даниил Черный.

Алексей Барков
Алексей Барков
Елена Юдина
Елена Юдина

Новые технологии позволили увидеть красоту изображения "Страшного суда"

Новые технологии позволили увидеть красоту изображения "Страшного суда"

Новые технологии позволили увидеть красоту изображения "Страшного суда"

Новые технологии позволили увидеть красоту изображения "Страшного суда"

Новые технологии позволили увидеть красоту изображения "Страшного суда"

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку
Нажимая на кнопку Подписаться вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.
Комментируя вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.