Проведя обыденную рентгеновскую съемку картины «Голова крестьянки» Винсента ван Гога, реставраторы обнаружили, что с фотографий на них смотрит не молодая женщина, а сам автор, чей автопортрет скрывался более века под толстым слоем грунтовки и картона.
«Это было необычайно захватывающе», – рассказывает старший хранитель картин Лесли Стивенсон.
На рентгеновском снимке, сделанном в преддверии предстоящей выставки, крестьянка почти не запечатлелась. Вместо этого обнаружились «свинцовые белила – гораздо более тяжелый пигмент, который он использовал для своего лица», добавляет она.
Ван Гог много раз использовал холсты повторно, чтобы сэкономить деньги, обычно предпочитая рисовать на обратной стороне холста, а не закрашивать существующую работу. Автопортрет, скорее всего, «исчез» после того, как Джо Бонгер, его невестка, одолжила холст на выставку в Амстердаме в 1905 году. Кураторы экспозиции, вероятно, сочли автопортрет незаконченным и приклеили картон к портретной стороне, чтобы закрепить холст перед обрамлением, пишут эксперты Национальной галереи Шотландии, в чьей коллекции хранится картина.
По их мнению, эта работа является частью серии экспериментальных автопортретов художника, сделанных летом 1887 года, через несколько лет после того, как он написал картину «Крестьянка». Пять других автопортретов, написанных им на оборотах более ранних работ выставлены в Музее Ван Гога в Нидерландах.
Благодаря специально изготовленному лайтбоксу рентгеновский снимок автопортрета теперь можно будет увидеть на предстоящей выставке «Вкус к импрессионизму».
«Такие моменты, как этот, невероятно редки, – поясняет старший куратор музея Фрэнсис Фаул. – Мы обнаружили неизвестную работу Винсента ван Гога, одного из самых важных и популярных художников в мире. Какой это невероятный подарок для Шотландии».
Фаул добавляет, что эта работа раскрывает новые подробности о важном периоде в развитии ван Гога как художника: после переезда в Париж в 1886 году, чтобы быть ближе к своему брату, ван Гог познакомился с французским импрессионизмом, познакомился с новыми художниками-авангардистами и экспериментировал с более выразительными стилями живописи.
«Этот период, когда он начал создавать автопортреты, стал ключевым в развитии его зрелого стиля, когда он начал экспериментировать со своим собственным характерным мазком кисти, – поясняет Фаул. – Ван Гог был неординарен и очень быстро разработал свой радикально новый стиль».
Пока состояние автопортрета остается неизвестным, реставраторы попытаются раскрыть его, не повредив «Голову крестьянки». Эта вещь попала в коллекцию музея в 1960 году, когда юрист пожертвовал ее в честь своей покойной жены. На картине, созданной в 1885 году во время пребывания Ван Гога в Нюэнене, изображена Гордина де Гроот – та же модель, что и на его шедевре 1885 года – «Едоки картофеля».
«Обнаружение новой картины – это экстраординарное событие. Все, что дает нам больше информации о художнике, является огромным подарком. Кроме того, оно показывает преимущества технологического анализа, показывает, что мы все еще можем узнать что-то новое», – сказал Стивенсон.