Кто смотрит на нас с полотен великих художников? Кто эти люди? Какими они были в жизни? – пожалуй, каждый задается такими вопросами. Именно на них постарается ответить выставка Третьяковской галереи «Модель художника в объективе фотоаппарата», которая открылась 29 марта. А мы сделаем лишь небольшое вступление…
Крамской как портретист
Иван Николаевич Крамской вошел в историю как гениальный художник реалистического направления. Хотя в некоторых работал у него проявляются элементы романтизма: с помощью света, тени и тонких цветовых переходов он создает на полотнах лирическую и немного театрализованную атмосферу. Он упорно двигался к высотам мастерства в живописи с ранних лет: все началось с самообразования, а остальное дополнило Академия художеств и упорный творческий труд на протяжении многих лет. Портретный жанр в его работах преобладал и являлся самой сильной стороной автора. Крамской в портретах своих родственников, друзей и именитых заказчиках смог передать не только сходство, но и характер человека. Отсюда можно сделать вывод, что кроме художественного таланта, он был еще и хорошим психологом.
Портреты он писал безустанно. Именно они помогли ему содержать свою большую семью. Важные заказы всегда выполнялись маслом. Для себя и для знакомых он мог выполнять портрет итальянским карандашом и мелом. Результат работы трудно было сразу отличить от черно-белой фотографии.
Окружение художника
Близкими друзьями художника были пейзажисты — Иван Шишкин и Федор Васильев. Хорошие товарищеские отношения у него также сложилась с Архипом Куинджи. Он не раз писал их портреты, стараясь передать в точности их характер. На одной из картин он специально изобразил Шишкина на природе, раскрыв его увлечение и тяготение к пейзажам.
У художника был счастливый брак с Софьей Николаевной Прохоровой, которая родила ему 6 детей. К сожалению двое из них умерли еще в младенчестве. Он не раз писал портрет своей жены, но самый интересным является работа «При чтении» — удивительна игра света, декоративный фон, немного сказочная атмосфера. В ней он больше приблизился к романтизму. Обожал он писать портреты и младшей Софьи – своей дочери.
Есть полотна, посвященные ей, в разные периоды ее жизни. Один из самых заметных – портрет, написанный в честь помолвки Софьи с Сергеем Боткиным, врачом из знаменитой медицинской династии. Портрет жениха был сделан в это же время. Но браку так и не суждено было состояться. Сергей Боткин внезапно расторгнул помолвку и взял в жены подругу бывшей невесты – Александру Третьякову.
Загадочные картины Крамского
Одной из самых загадочных и заворожительных картин Крамского является «Лунная ночь». Для нее позировала сначала Анна Ивановна Попова-Менделеева. Но при покупке для своей коллекции Сергей Третьяков попросил изобразить черты своей жены Елены Андреевны.
С самим интригующим полотном «Неизвестная» еще больше путаницы. Кто-то говорит, что на нем изображена Матрена Саввишна — красавица-крестьянка, которой удалось за счет брака выбиться в свет. Другие утверждают, что это Софья Ивановна – дочь художника. Кого бы не хотел изобразить автор, но вероятнее всего, что для портрета понадобилось опять две модели. Одна послужила для этюдного наброска яркого образа, а вторая, которая по всей вероятности и была дочь Крамского, позировала для окончательного полотна. По крайней мере черты Софьи Ивановны, особенно нос и губы, улавливаются в образе незнакомки.
Знаменитые портреты на заказ
Павел Михайлович Третьяков ценил талант Ивана Крамского, поэтому особенно важные портреты поручал именно ему. Как-то он заказал отдельные портреты – свой и своей жены Веры Николаевны Третьяковы. Но чаще всего ему нужны были полотна, которые бы запечатлели известных художников, актеров, музыкантов и писателей для коллекции-наследия его галереи.
После поступления заказа от Третьякова на портрет Льва Толстого, Крамской вместе с семьей едет в Тульскую губернию и селится неподалеку от имения писателя. Но вместо одной картины, он пишет сразу две. Один портрет был создан специально для семьи Толстого, а второй – для Третьякова. Картины не идентичны: отличается положение головы (на одном портрете голова наклонена слегка вправо) и немного — положение рук. Нейтральный фон позволил сделать больший акцент на чертах писателя: его пронзительный взгляд так и хочет раскрыть все загадки души смотрящего на него.
Заказ на портрет Тараса Григорьевича Шевченко поступил также от Третьякова. Иван Крамской не был тесно знаком с украинским поэтом. Когда он преподавал в школе рисования при Обществе поощрения художников, которое освободило от рабства Шевченко, того уже не было в живых. Но у Третьякова сохранилась фотография поэта и спустя 10 лет после кончины Тараса Григорьевича, появился портрет, который в точности передал черты 45-тилетнего Шевченко. Особый колорит добавила детально прописанная одежда поэта – высокая шапка и тулуп из овчины. В сочетании с длинными усами и суровым взглядом, это создало образ настоящего казака, воина, человека с огромной жизненной мудростью, несокрушимого и непокоренного.