Сегодня трудно себе представить, что формирование коллекции музея-заповедника Коломенское встречало настолько жестокую критику у современников, что его называли «чудовищным мероприятием». Речь шла о времени, когда сюда свозили со всей страны шедевры закрытых монастырей, церквей и дворянских усадеб. Но если бы архитектор Пётр Барановский не предложил создать в бывшей летней резиденции русских царей музей деревянной архитектуры под открытым небом, знаменитые церкви Коломенского и других духовных центров не удалось бы спасти от разрушения пришедшими к власти атеистами.
Музей-заповедник Коломенское готовится к столетию, которое широко будет отмечаться в 2023 году. Начало ему положила выставка «Коломенское. 100 шедевров русского искусства. Вне границы времён», стартовавшая в московском Новом Манеже. Экспозицию составили самые презентабельные и монументальные экспонаты музея.
«Наша коллекция сегодня — это свыше 180 тысяч музейных предметов, — говорит главный хранитель музея-заповедника Ольга Анатольевна Полякова, — На выставку мы отобрали 100 шедевров. Символическая цифра — напоминание о столетии музея. Понимая пространство Нового Манежа, мы не могли показать ткани, расположить витрины — экспонаты должны быть достойными, монументальными, высоко художественными и связанными с Москвой. Прежде всего, мы выставили ценнейшие иконы».
Иконы митрополита московского Алексея, жившего в XIV веке, во времена собирания Великого княжества Московского, содержат надпись: «Богом хранимый царствующий град Москва». Этот и другие шедевры напоминают о том, что Россию и её духовную столицу Москву по пути процветания и укрепления вела духовная сила.
В числе поражающих воображение образцов духовного искусства мы видим иконы, созданные сразу после Смутного времени в 1630е годы по заказу царя Михаила Фёдоровича. Это было программное, государственного уровня событие для своей эпохи, задававшее духовный путь, которым россиянам предстояло идти триста лет правления Романовых.
«Мы хотели показать музей-заповедник Коломенское как место, где был создан первый в истории России деревянный заповедник, — говорит Ольга Анатольевна. — Напомнить о том, как в 1920е годы Пётр Барановский из разных мест страны привозил как известные памятники деревянной архитектуры, так и малые деревянные формы: резные доски, двери, наличники.
Кроме того, наш музей имеет богатую коллекцию утраченных памятников Москвы. У нас сегодня лучшая во всей России коллекция изразцов и собрание белого камня — декора разрушенных в 1920е годы московских храмов. Один из них — керамический наличник XVII века, снятый с церкви Параскевы в Охотном ряду в 1928 году. Церковь разрушили, а на её месте построили большое административное здание, в котором сейчас работает Госдума. Это как раз напротив Нового Манежа. Вот такие у нас экспонаты, и каждый из 100 экспонатов спас Пётр Барановский».
В экспозиции представлены работы с именами прославленных русских мастеров, что уже само по себе — явление редкое. Не принято было до XIX века на Руси индивидуализировать произведения, подписывать их именами создателей. Чаще история сохранила потомкам имена заказчиков, среди которых лидировала царская семья.
«Иконописание в России исконно считалось делом государственной важности, — напоминает Ольга Анатольевна. — И Рюриковичи, и Романовы выступали заказчиками крупных, монументальных духовных комплексов — церквей и монастырей. Мастера состояли на государевом жаловании и получали деньги из казны. Среди них — придворный мастер иконописи Симеон Ушаков. Иконы были вкладами государей в русские монастыри. Романовы, например, часто делали вклады в Соловецкий монастырь.
У нас на выставке представлен церковный аналой — шкафчик 1699 года из Спасо-Преображенского собора Холмогор, связанный с именем Петра. Там царь готовился к войне со шведами и встречался с епископом Холмогорским Афанасием. Несомненно, он видел этот шкафчик, в котором уже просматриваются лучшие приёмы западных мастеров, усвоенные русскими. Отечественные умельцы усваивали вкусы венценосных заказчиков, а те видели, как западные методы преображались в России, приобретали народные корни и становились шедеврами русского мастерства».
Строительство государева двора в Коломенском датируется XVII веком, и царская семья продолжала пользоваться им до 1917 года. Собрание шедевров, принятых, воссозданных и дополненных Петром Барановским, позволяет проследить историю развития русского духовного искусства сквозь века и увидеть, как менялся царский вкус. Но если бы не прославленный архитектор и основатель музея, многое было бы сегодня утрачено и забыто.