17 апреля 2016 года в Союзе Писателей России в Москве открылся международный проект «Серебряный век русской культуры». Тема «Серебряный век русской культуры» возникла после цикла «Золотой век русской культуры», успешно посетившего Иран, Германию, Словакию, Италию и США.
Экспозиция – серия выставок работ современных русских художников, творчество которых стилистически и / или тематически соответствует «Серебряному веку». В открытии выставки приняли участие работы 15 современных русских художников.
Цель проекта – популяризация русской культуры и её современных авторов в России и за рубежом. Как пояснил организатор и руководитель проекта Артист ТВ Андрей Анатольевич Юрченко, задача этого и других мероприятий – помочь писателям и художникам установить творческие контакты.
Поставленная задача полностью соответствует ожиданиям художников. Каждый из них привёз на выставку плоды своих трудов и надежду найти им достойное применение.
Дизайнер Наталья Пронина, выпускница графического дизайна МРСИ, показала свой дипломный проект-артбук в технике монотипии, посвящённый знаменитому авангардисту Серебряного века Велимиру Хлебникову. Наталья говорит о том, что опыт создания дизайна потребовал от неё погружения в сущность автора. Это погружение, которое побуждает дизайнера творить думая «как бы Хлебников сам это делал», в свою очередь, обогащает его и мотивирует искать новых проектов – и нового опыта.
Художник Владимир Парошин характеризует своё творчество как «реализм московского сибиряка», поскольку он родом из Тюменского региона, но с 1977 года живёт в Москве. Член Московского Союза Художников, регулярно проводящий персональные выставки в авторитетных галереях, работы которого востребованы и приобретаются в России и других странах мира – как выяснилось, самоучка. Поражает то, что реалистические на вид сюжеты оказываются найденными в глубинах сознания, во время снов и воспоминаний. Наверное, из-за этого картины при общем натуралистическом виде имеют что-то сказочное в домиках и деревцах («магический реализм»). Из Серебряного века русской поэзии Владимира вдохновляют поэты Блок и Ахматова, а также художник Зинаида Серебрякова.
Александр Блок (1880-1921) – русский поэт-символист, автор цикла «О Прекрасной Даме», который затем отходит от декаданса и пишет в большей степени реалистично на общественные темы (поэма «Двенадцать»).
Анна Ахматова (1889-1966) – русская поэтесса с ярким самобытным стилем, которая «научила женщин говорить». Она вошла в поэзию как акмеист, в рамках направления, созданного мужем Н. Гумилёвым. От этого направления не отрекалась, впрочем, как и от веры, людей и убеждений.
Зинаида Серебрякова (урождённая Лансере, 1884-1967) – дочь знаменитого скульптора, художник объединения «Мир искусства» и график. Писала портреты и пейзажи («За туалетом», «Купальщица», «За завтраком» и др.).
Художник Константин Слепухин также состоялся и уже имеет опыт участия в литературных проектах, в том числе в изданиях В. Пелевина «Generation «П» и Дмитрия Иванова «Где ночуют боги». Выпускник Абрамцевского колледжа имени В.М.Васнецова, художник определяет свои работы как сосуществование разных стилей и их элементов. Нам не удалось получить ответ на вопрос о любимом авторе Серебряного века: «Трудно выделить кого-то одного». «Творчество для меня – это аллегория», — говорит он и подчёркивает, что стремится воплощать современность.
Стили самого «Серебряного века» вмещали в себя широкую линейку жанров. Художники, представленные на выставке, столь же различны. Здесь, пожалуй, найдётся произведение на любой вкус. К участию в работе выставок приглашаются все желающие деятели искусства соответствующей тематики.
Итоги московской выставки будут подведены в 20х числах апреля 2016 года. Выбирать лучшие работы предстоит руководству Союза Писателей России, представителям МИД России и именитым современным художникам.
Источники: ArtistTV, Union of the Russian writers, Konstantin Slepuhin, Vladimir Paroshin.
Солнцева Н.М. А.А. Блок.// Русская литература XIX-XX веков в двух томах. – М., Мир филологии, 1998.
Кормилов С.И. А.А. Ахматова.// Русская литература XIX-XX веков в двух томах. – М., Мир филологии, 1998.