Отношение к оружию в России во многом изменилось за последние десятилетия — с приходом к власти большевиков всё реже в русских домах можно встретить оружие, его хранение (особенно если мы говорим об огнестрельном оружии) строго лимитировано, требует получения специальных разрешений и обеспечения условий хранения. Но совсем другое дело — Кавказ. Хотя он и стал в позапрошлом веке частью Российской Империи, и даже пережил советский период, но никакая власть не заставила жителей Кавказа отказаться от оружия в доме.
Оружие Кавказа — это обобщённое понятие. Оно различается в зависимости от народа и от социального слоя. У крестьян в обиходе всегда были ножи, у представителей «свободных сословий» — кинжалы, у офицерства — шашки, сабли, луки и стрелы, винтовки и пистолеты. В ряде регионов встречались дротики и боевые кольца. Не менее пёстрыми были и традиции защитного вооружения: шлемы, кольчуги, щиты. Мастерство кавказских умельцев, добивавшихся не только высоких боевых качеств, но и тончайшей отделки, восхищало и продолжает восхищать ценителей оружия.
Но главным на Кавказе, конечно, было даже не само оружие — а именно традиции. Те самые традиции, которые воспевала великая русская литература. Русские офицеры-поэты (вспомним Лермонтова) отдавали дань патриотизму и боевым качествам своих боевых врагов.
Собственно, одно неотделимо от другого. Поэтому недавно открывшаяся во Всероссийском музее декоративного искусства выставка «Империя и Кавказ. Оружие, обмундирование, ратные традиции. XIX – начало XX века», представившая сотни предметов, сопряженных с войной, в большей степени стала не демонстрацией оружия, а гимном военным традициям региона. Об этом, кстати, говорили Владимир Мединский и Александр Кибовский, принявшие участие в торжественном открытии экспозиции.
Нас впечатлил стенд, на котором можно видеть полный набор вооружения ребёнка. Приученный к войне с младых ногтей, мальчик становился бесстрашным и мужественным, всегда готовым к войне — а войн на Кавказе всегда велось предостаточно. Напоминанием о войнах являются такие экспонаты, как знамёна и боевые награды, учреждённые Шамилем, и исторические реликвии других кавказских вождей, например, знамя воспетого Толстым аварского вождя-наиба Хаджи-Мурата.
Оружие строгого стиля, исключительно боевое по назначению, здесь чередуется с парадными и наградными образцами. Знаменитое кавказское чернёное серебро, бархатные рукояти, разноцветные эмали, резьба, гравировка — от этого богатства, собранного из федеральных и региональных музеев (потрясающая коллекция) и частных коллекций А.Д. Гнедовского, В.Р. Мангутова, А. Атаева и других, разбегаются глаза.
Кстати, о частных коллекциях. «Почему мне это пришло? — рассказал нам один из коллекционеров, — Когда я был студентом, мне мой родственник подарил кинжал современной работы из Дагестана. Он меня заинтересовал, и оружие как таковое стало мне интересно. Потом я на каком-то развале купил кавказскую шашку. Так вот постепенно я стал коллекционером.
Почему Кавказ? Потому что кавказского оружия много, у нас в стране его было много и есть много. В советское время в Грузии были центры производства, сейчас активно работают мастера в Узбекистане. Просто сейчас к оружию повышенный интерес коллекционеров, и оно разошлось по частным коллекциям. На самом Кавказе в каждом доме хранится несколько предметов оружия. Многие в последнее время стали их продавать».
Благодаря культуре отношения к военному мастерству, история оружия Кавказа не закончилась в XIX и даже в XX веке. До сих пор на российском Кавказе существует культ оружия, и потребность в его образцах обеспечивают частные мастера. Коллекционеры же, хотя и изучают традиции, но ценят прежде всего его эстетические качества. На мой наивный вопрос об использовании экспонатов «в деле» коллекционер, покровительственно улыбнувшись, ответил: «Да, я охотник, но это антикварное оружие, оно не является уже оружием. Это произведение искусства».