После провала реформы ОСАГО в редакции Минфина, за дело взялись депутаты Аксаков, Николаев и т.д. Под флагом учёта индивидуальных особенностей вождения законодатели продвигают идею справедливых тарифов. Вопрос только для кого – водителей или страховых компаний?
В октябре 2019 года изменения законопроекта ОСАГО, предложенные Министерством финансов, были сняты с обсуждения перед первым чтением в Госдуме. Тогда предлагалось расширение тарифного коридора для базового тарифа на 82%, то есть фактически речь шла о повышении цен ОСАГО на эту цифру. Теперь аппетиты уменьшились – говорят о 30%.
Сейчас, пишут депутаты в пояснительной записке к законопроекту №840167-7, тарифы ОСАГО жестко ограничены в пределах минимальной и максимальной цены для региона, что «не позволяет страховщикам предоставлять страхователям скидки с учетом их личностных характеристик, соблюдения Правил дорожного движения и прочих значимых факторов, а также не позволяет прекратить практику субсидирования одних категорий страхователей другими».
Если говорить о содержании, которым прикрывается рост тарифов, то предлагается сохранить порядок, когда минимальная и максимальная границы базовых тарифов, устанавливается Центробанком в зависимости от технических характеристик, вида собственника и назначения использования машины. Но вместе с тем позволить внутри этих границ страховщикам самим определять, как высчитывать индивидуальный тариф.
В частности, чтобы страховые компании могли учитывать нарушения ПДД (проезд на красный свет, превышение скорости на 60 км/ч, выезд на встречную полосу, вождение в состоянии опьянения, разрешения на прицеп для индивидуальных предпринимателей, и иных факторов, существенно влияющих на возможный ущерб от аварий.
Методика расчета должна быть опубликована страховщиком у него на сайте, там же должен быть онлайн-калькулятор тарифов.
Предлагается, чтобы ЦБ привязывал коэффициенты тарифов в зависимости от:
- Территории – место жительства водителя, указанное в свидетельстве о регистрации или место регистрации для компании;
- Количества предыдущих страховых возмещений по фактам гражданской ответственности водителей и страхователя (для юр.лиц с учётом размера парка машин);
- Технических характеристик автомобиля;
- Характеристик (навыков) водителя(ей);
- Срока действия полиса и сезонности использования;
- Иных обстоятельств, влияющих на вероятность причинения вреда на потенциальный размер вреда.
Ещё одним новшеством должна стать необходимость за 3 дня предупреждать страховую компанию о том, что будет проводиться независимая оценка ущерба, чтобы та имела возможность присутствовать при ней.
Новый законопроект во многом повторяет минфиновский, разве что максимальные лимиты на выплаты так и не будут повышены с 500 тысяч до 2 миллионов. Нет тут ничего про установку телеметрических устройств, следящих за стилем вождения. Не говорится об отказе от коэффициента, привязанного к мощности двигателя, который сильно влияет на стоимость полиса ОСАГО. Российский союз автостраховщиков (РСА) рассказал Известиям, что его отмена всё же планируется и будет сопровождаться расширением тарифного коридора на треть.
Сильнее всего такое расширение ударит по водителям Москвы, Казани, Перми и Челябинска, где базовая ставка ОСАГО умножается на 2, а также Московской области и Санкт-Петербурга, где множитель 1.7 и 1.8, соответственно.