Наследники бывшего владельца картины Матисса «Портрет Греты Молл» требуют от британской Национальной Галереи вернуть «украденное» полотно или выплатить 30 миллионов долларов компенсации. Проиграв несколько дел, они подали иск в Верховный суд США.
«Портрет Греты Молл» считается шедевром фовистского периода Анри Матисса, написанный в 1908 году. Он был существенно переработан художником, после посещения выставки Веронезе в Лувре. Для придания величия и монументальности Матисс расширил руки и подчеркнул изгиб бровей девушки.
Грета Молл была скульптором и художницей, а её муж Оскар – учеником Матисса. Оба были первыми покупателями картин мэтра, так портрет и попал в их коллекцию.
В заявлении Национальной Галереи, выпущенном в связи с тяжбой, говорится: «Грета Молл и ее муж жили в Германии во время Второй мировой войны. Через несколько лет после окончания войны и смерти мужа в августе 1947 года (тогда, по словам семьи, картина еще была в их распоряжении) Грета Молл переехала в Уэльс (Великобритания)».
«По признанию семьи Молл, они знали о местонахождении картины в течение десятилетий, и на протяжении многих лет после нашей покупки картины мы контактировали с несколькими из её членов. Одна из дочерей Греты Молл была сфотографирована перед картиной в 1992 году. В 1995 году другая из ее дочерей вела переписку с галереей по поводу того, что ее мать предпочитала имя «Марж» Грете или Грете Молл. И ничто не указывало нам на то, что картина была украдена из семьи, или у семьи есть какая-либо озабоченность о картине, выставленной здесь, в Национальной галерее. Мы узнали об этом только после того, как в 2011 году получили письмо от американских юристов», — пишет музей.
Иск подали внуки Греты и Оскара Молл. По их словам, Оскар Молл купил картину у Матисса, но во время войны передал ее на хранение студенту в Швейцарии. Согласно предыдущим рассказам семьи о судьбе портрета, студент просто скрылся с ним.
Картина с тех пор прошла через руки нескольких художественных галерей США, пока в 1979 году не была куплена Национальной галереей у одной из частных лондонских галерей. До покупки в 1979 году портрет несколько раз публиковался и выставлялся на всеобщее обозрение.
Сначала наследники Молл пытались забрать картину через Совет по украденным ценностям (Spoliation Advisory Panel) при британском правительстве, который рассматривает иски по делам Холокоста. Но тот отказал в рассмотрении, так как к моменту пропажи, к 1947 году, война давно закончилась.
Затем они обратились в Нью-Йоркский суд с просьбой рассмотреть вопрос о том, может ли отказ галереи вернуть картину приравниваться к «изъятию» её в нарушение международного права. Но в сентябре 2017 года суд заявил, что оснований для возбуждения дела в США нет. Кроме того, для наследников слишком поздно возбуждать его сейчас, учитывая, что семья знала о местонахождении картины в течение многих десятилетий.
В сентябре 2018 года Апелляционный суд США оставил в силе решение Окружного суда. Оно рассмотрело и отклонило все доводы истцов и, в частности, установило, что картина никогда не «забиралась» Национальной галереей в нарушение международного права, как утверждали заявители.
Адвокат наследников заявил: «В основе здесь лежит вопрос о том, следует ли возвращать культурные ценности, утраченные, украденные или разграбленные в результате войны, их истинным владельцам… Большинство здравомыслящих институтов и людей признают, что война и ее последствия напрягают гражданское общество до предела, но когда порядок восстанавливается после войны, культурные ценности, которые были похищены в результате неё, должны быть возвращены их законным собственникам. К сожалению, здесь этого не произошло».
Теперь внуки обратились в Верховный суд США, который либо позволит, либо не позволит истцам изложить свои аргументы. Если откажет, то возможности обжалования у истцов уже не будет.