В Третьяковской галерее на День защитника отечества открылась экспозиция под названием «Картины русской истории». Это — очередная фокус-выставка собственных фондов музея, в которой он предлагает по-новому взглянуть на знакомые экспонаты. Возникла она в зале Верещагина, экспозиция которого временно покинула эти стены в связи с грядущим открытием новой мощной выставки художника в галерее на Крымском валу.
Казалось бы, что общего имеют исторические полотна XIX столетия с мужским праздником? Но когда мы смотрим на картины русских художников и видим их смелость в диалоге со властью, то параллели проводятся сами собой. Сколько мастерства было у русских художников, и насколько им казалось необходимым поднимать тему морали! Часто наши живописцы той поры обращались к неудобным, но очень полезным темам русской истории, которые могли образумить власть имущих, заставить их задуматься над своими решениями.
Внимание посетителя сразу привлекает полотно «К боярину с наветом» Клавдия Лебедева (1852-1916). Оно расположено вверху статьи. Живописное воспоминание о русском Средневековье выливается в философское размышление о природе власти, которая поощряет пороки своих подданных. И мы видим, что боярин и сам не рад тому, что пользуется гнусным методом, его лицо полно задумчивой мрачной тоски.
Лебедеву же принадлежит монументальное полотно о гибели новгородской вольницы — «Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча», написанное им в 1889 году. Образ боярыни Марфы Борецкой, стоящей на фоне горя и разрухи своей отчизны, источает силу и скорбь. Этот образ, вдохновлявший декабристов и передовую интеллигенцию XIX века, возвращает нас к отчаянной попытке новгородцев отстоять русскую демократию и мужественному принятию ими проигрыша. Эта картина к выставке была отреставрирована, и потому предстаёт во всей красе.
Алексей Литовченко (1835-1890) настолько восторгается мужеством патриарха Никона, что даже рисует его образ со знаменитого критика Стасова. Картина «Царь Алексей Михайлович и Никон, епископ Новгородский, у гроба
Не менее приятна для царских очей картина К. Маковского, если вспомнить подробности темы, к которой обратился художник. В работе «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» он вспоминает о том, как был злодейски убит ни в чем не повинный шестнадцатилетний царь Фёдор II Борисович Годунов, а его сестра Ксения, сокрушающаяся на картине над его бездыханным телом, вскоре будет отдана на потехи самозванца. Что это, как не предостережение властям от злоупотребления властью?
К истории художники подходили основательно, не допуская ни искажений исторической правды, ни неточности в визуализации эпохи.
Экспозиция «Картины русской истории» открыта до 22 июля 2018 года. В общей сложности на выставке представлено девять больших живописных работ. Каждая из них примечательна по-своему, и в своё время заслужила какие-либо высокие оценки художественного мастерства или от Академий живописи, или от Товарищества передвижных выставок.