Последние решения Пан Гуншэна — заместителя председателя Народного банка Китая, вызвали дискуссию относительно того, насколько с его появлением изменится стиль денежно-кредитной политики страны. Западные эксперты полагают, что коренных изменений ждать не приходится.
Ряд достижений эпохи Мао заложил основу для быстрого роста экономики Китая, наблюдаемого в последние десятилетия. В частности, этому способствовали базовое образование и здравоохранение населения огромной страны, созданная китайскими коммунистами элементарная инфраструктура, демографическая политика, финансовая и монетарная осмотрительность властей.
С этими входящими параметрами Поднебесная стала наращивать участие в мировой экономике, сокращая плановую составляющую в ней и извлекая максимум из доброжелательной политики США и членства в ВТО. При этом Китай сохранил уважительный к прошлому, традиционный стиль планирования.
Человеческий капитал, высокие сбережения, благоприятная внешняя среда, макроэкономическая стабильность сыграли решающую роль в успехе Китая. Но и сегодня, когда рост национальной экономики замедляется и рынок недвижимости испытывает проблемы, подход китайских экономистов к регулированию в общих чертах будет прежним.
Да, новое руководство Центрального банка Китая стремится действовать политическими методами, и застигло рынки врасплох неожиданным решением снизить основную процентную ставку по пятилетним кредитам на 25 пунктов. Однако, как полагают эксперты Блумберг и Рейтерс, на этом неожиданности Пан Гуншэна завершены. Сдержанный подход китайцев к стимулированию экономики в полной мере сохранится и при новом руководстве.
Национальный банк Китая подчиняется Государственному совету и не является независимым центральным банком, как многие его мировые коллеги, в том числе в России. Это создаёт ограничения для Пана в реализации его политики и свободы маневра в руководстве учреждением.
Ситуацию понимают инвесторы, которые в большей степени обеспокоены перспективами замедляющегося экономического роста Китая и последствиями этого для ценных бумаг: разница между доходностью 2-летних и 30-летних облигаций страны сократилась до минимума за более чем десятилетие. Они призывают к резким вливаниям в экономику КНР.
Однако в действительности меры поддержки экономики, как следует из экспертных заключений, будут касаться сфер, где велика доля заёмных средств, будут точечными и небольшими, исключительно для поддержания стабильности. Это позволит китайской экономике вырасти на 4-5% в 2024 году без особых происшествий, и продолжить достигать плановые показатели в долгосрочной перспективе.