Патриотический фаянс: революция сначала любила своего короля

Выставка Государственного Исторического Музея "Свобода. Равенство. Братство. Французский революционный фаянс конца XVIII века"

Когда мы говорим о Великой Французской Революции, то мы меньше всего думаем о той культуре, которую она несла в народные массы с самого начала событий. А ведь революционная агитация Советской России брала пример с французских коллег! Генеральные штаты, Король, Конвент, сменяющие друг друга партии, якобинцы и… жестокая казнь четы Капет. Все эти этапы, схематично заучиваемые со школьной скамьи на фоне пропаганды собственной Октябрьской революции, в русском сознании оттеняются Наполеоном — императором, который пришёл в Россию в 1812 году и здесь проиграл войну и свою империю.

Тем ценнее скромная выставка в Государственном Историческом Музее, получившая название «Свобода. Равенство. Братство. Французский революционный фаянс конца XVIII века», которая показывает бытовой срез первого периода Французской революции и погружает зрителя в мало знакомый, но чрезвычайно интересный мир, пронизанный романтизмом и патриотизмом всех слоёв французского общества.

«К нам обратилась наша хорошая знакомая Татьяна Удрас, которая в последние годы увлеклась коллекционированием французского революционного фаянса, — рассказал «Э-Вести» куратор выставки Евгений Лукьянов. — Мы согласились, но поняли, что показать 35 тарелок — это не выставка. Тем более, что хотя эти предметы любопытные, их нужно пояснять. Это не советский агитфарфор — он живёт без контекста. И мы решили подобрать в своих фондах контекст — гравюры, народные картинки, подлинные медали, оружие и автографы XVIII века».

Евгений Лукьянов куратор выставки "Свобода. Равенство. Братство. Французский революционный фаянс конца XVIII века"
Евгений Лукьянов, куратор выставки «Свобода. Равенство. Братство. Французский революционный фаянс конца XVIII века»

Получилось очень неожиданно, элегантно и познавательно. Хотя советская пропаганда сдала свои позиции в 1990-е годы и уступила место другим идеологическим установкам, история других стран ещё не смахнула с себя советского флёра. Если у людей, бывающих во Франции, есть возможность познакомиться с культурой этой страны революционного периода, то у тех, кто не ездит в Европу, такой шанс выпал, пожалуй, только сейчас. У нас ничего этого нет и не выставлялось.

«Мы многое отреставрировали к выставке и набрали достаточное количество экспонатов, которые никогда ранее не показывали, — делится Евгений Лукьянов. — У нас в фондах есть и автографы Марии-Антуанетты и Людовика XVI,  Мирабо, Робеспьера. На выставке представлены автографы Робеспьера и Мирабо, и целого ряда деятелей Французской Революции. Это из собрания графов Орловых, которые в течение нескольких поколений собирали автографы. Ещё один из экспонатов — французский сапёрный тесак периода Первой Республики, подаренный Жаком Шабан-Дельмасом и хранившийся в Музее Ленина. Уникальная вещь, дипломатический подарок, он также показывается впервые.

Татьяна Удрас на выставке ГИМ "Свобода. Равенство. Братство. Французский революционный фаянс конца XVIII века"
Татьяна Удрас на выставке ГИМ «Свобода. Равенство. Братство. Французский революционный фаянс конца XVIII века»

Фаянс, предоставленный Татьяной Удрас, включается в исторический контекст. Это цветные народные картинки (термин «лубок» не применим во Франции, это чисто русское явление) с сюжетами, заимствованными из прикладного искусства, нарисованные на фаянсовых тарелках. Этих предметов много в Европе, особенно во Франции, а в России этого рынка нет, и подобных выставок никогда раньше не проводилось».

Тарелка с изображением пылающего сердца, ключом и девизом "Оно открывается лишь для вас", Франция, Невер. 1790-е. Коллекция ГИМ
Тарелка с изображением пылающего сердца, ключом и девизом «Оно открывается лишь для вас», Франция, Невер. 1790-е. Коллекция ГИМ

В самой Франции, конечно, революция была глубоко переосмыслена французами, историками, писателями, представителями сферы изящных искусств и обывателями. Внимание французов не нужно фокусировать на то, что начало революции проходило при непосредственном участии короля (другой вопрос, добровольным оно было или принудительным) и сопровождалось изъявлениями любви к нему. «Первое время до 1793 года во Франции выпускались тарелки с лилиями и пылающими сердцами — так народ демонстрировал любовь к королю, единение короля и народа», — рассказывает коллекционер Татьяна Удрас, ставшая настоящим специалистом-искусствоведом.

Тарелка с символом единения трех сословий и девизом "Да здравствует общественная польза", Франция, Невер. 1792. Коллекция Государственный центральный музей современной истории России
Тарелка с символом единения трех сословий и девизом «Да здравствует общественная польза», Франция, Невер. 1792. Коллекция Государственный центральный музей современной истории России

Евгений Лукьянов дополняет: «Революция началась в 1789 году, и король оставался королём до 1791 года. В 1791 году была принята Конституция, и король с трудом, заставив себя или его заставили, подписал эту Конституцию, и во Франции была установлена конституционная монархия. Но позже события развивались уже по такому сценарию, что король, бывший не выдающихся умственных способностей, на каком-то этапе испугался и стал искать союзников в Австрии. Его обвинили в измене, низложили, посадили в тюрьму.

Тарелка с изображением полёта на воздушном шаре, Франция, Невер. 1791. Коллекция ГИМ
Тарелка с изображением полёта на воздушном шаре, Франция, Невер. 1791. Коллекция ГИМ

Первая часть наших экспонатов — фаянса — изображает единение трёх сословий (дворянства, духовенства и третьего сословия) под эгидой короля, ставшего «королём французов» вместо «короля Франции и Наварры». Французы ощутили себя нацией, и эта нация приняла Декларацию прав гражданина и человека. Это стало духовной скрепой для Франции и для всей европейской нации».

Тарелка с изображением пылающего сердца, пронзенного двумя стрелами, Франция, Невер. 1790-е. Коллекция ГИМ
Тарелка с изображением пылающего сердца, пронзенного двумя стрелами, Франция, Невер. 1790-е. Коллекция ГИМ

Как рассказала «Э-Вести» Татьяна Удрас, центр массового производства патриотического фаянса находился в провинции Ниверне (Невер), и изначально тарелки предназначались для третьего сословия. Они служили для украшения жилища крестьян, рабочих и провинциальных мещан. Как говорил Шанфлёри — первый профессиональный собиратель «патриотического фаянса», тарелки расставлялись крестьянами на больших буфетах и были счастьем в крестьянском доме. Как правило, особенно на начальном этапе, на них не ели — берегли, хотя «есть несколько тарелок со следами бытования».

Тарелка с изображением воздушного шара, Франция, Невер. 1790-е. Коллекция ГИМ
Тарелка с изображением воздушного шара, Франция, Невер. 1790-е. Коллекция ГИМ

Вопрос о происхождении экспонатов — кому принадлежал фаянс до попадания на обозрение в Государственный Исторический Музей — не так прост. Да, такие тарелки по замыслу были принадлежностью третьего сословия, прежде всего, крестьян. Но они могли находиться и в руках аристократии — как европейской, так и русской.

На выставке есть портрет молодого русского дворянина Павла Строганова из собрания Татьяны Удрас, бывшего русским якобинцем. Находясь на обучении там, он увлёкся революционными идеями, вступил в якобинский кружок, принял особое имя. Его удалось с большим трудом выманить оттуда родителям. «Многие аристократы, находясь во Франции уже позже с дипломатическими поездками или на отдыхе, могли приобретать и фаянс, но революционная тема была запретной в России до 1917 года», — рассказал Евгений Лукьянов.

Монеты
Монеты

Сегодня большинство этих тарелок приобретается по цене в несколько сотен тысяч евро, и в основном у европейских коллекционеров, в XIX веке скупавшим их у крестьян. Скромные некогда предметы народного пользования дают русскому зрителю то, от чего его защищали сначала в Российской Империи, затем в Советское время — понимание процессов, происходивших во Франции в первые годы Французской революции. Но нам надо, в конце концов, понимать истоки переворота, последствия которого мы пожинаем уже более 100 лет.

Поделиться с друзьями
Subscription