Пессимистичные заявления крупных автопроизводителей, включая Toyota и Volkswagen, свидетельствуют, что автомобильная промышленность всё ещё испытывает дефицит полупроводниковых микросхем, и улучшения ситуации пока не предвидится.
Вынужденные остановки автомобильных конвейеров в период пандемии в прошлом году заставили производителей чипов переключиться на производителей бытовой электроники. Нынешнее желание автопроизводителей восстановить поставки сталкивается высокой конкуренцией за микросхемы других отраслей и с разрывами цепочек поставок из-за новых всплесков коронавирусной инфекции.
Современные автомобили становятся всё больше и больше зависимы от электроники, которая используется и в схемах управления двигателем, и в системах помощи водителю, и в обработке информации от различных датчиков.
Новые скачки заболеваний коронавирусом регистрируются в азиатских странах, где расположены и заводы по выпуску машин, и фабрики чипов – Вьетнам, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Япония. Это, естественно, ведёт к ужесточению санитарных норм и новым ограничениям.
Toyota, наученная опытом землетрясения 2011 года и катастрофой на ядерной станции в Фокусиме, долгое время умудрялась избегать проблем с нехваткой микросхем – у нее имелся приличный склад автокомпонентов. Но и она – крупнейший мировой производитель авто – заявила в четверг, что в сентябре сократит выпуск на 40%. Эта мера затронет 14 заводов в Японии и других странах, включая большинство площадок в США.
Второй по объему выпуска машин производитель – Volkswagen – также выступил в четверг с заявлением, что не исключает изменения своих производственных планов.
«В настоящее время мы ожидаем, что поставки чипов в третьем квартале будут очень волатильными и жесткими», – сказал его представитель корреспонденту Reuters.
Автопроизводитель №4 в мире – Stellantis (Fiat Chrysler, Peugeot-Citroen) – также заявил, что на следующей неделе остановит завод в западной Франции и сократит выпуск на другом заводе в стране.
К этому хору присоединили свои голоса Ford и General Motors.
В начале недели Ford Motor Co объявил, что временно прекратит производство своей ключевой модели пикапа F-150 на заводе в Канзас-Сити.
Глава GM Мэри Барра на конференции 4 августа сказала, что «ситуация остается нестабильной» на фоне вспышки Covid-19 в Малайзии.
О «значительной угрозе» планам продаж на ближайшие несколько месяцев сообщила также китайская Geely.
В то время, как Volkswagen ожидает улучшения ситуации с чипами к концу этого года, другие автопроизводители предупреждают, что кризис затянется до 2022 года, и что прежние надежды на быстрое восстановление не оправдываются.
Все дело в том, что из-за пандемии, пока устраняются одни разрывы поставок, появляются новые. В этих условиях автопроизводителям приходится делать выбор в пользу более дорогих моделей, что безусловно ложится дополнительным бременем на кошелёк покупателей.