Передвижники, которым покровительствовали Романовы

Передвижники, которым покровительствовали Романовы

Новое здание Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной открылось масштабной экспозицией Товарищества передвижных выставок — «Передвижники». Устроители решили привлечь внимание общественности проектом, который меняет наше представление о русском искусстве рубежа XIX-XX веков.

Перед нами в полноте предстают создатели грандиозного реалистического направления, которое стало визитной карточкой русской живописи, воплощением образа императорской России. Их творчество прослеживается с первой выставки (всего их было 48) и до последних дней объединения в 1923 году. На почётном месте — покровители из императорской семьи, потомки династии Романовых.

Владимир Александрович, Мария Фёдоровна и Константин Константинович (знаменитый «К.Р.») не ассоциируются у нас с вольной артелью художников, не так ли? Мы привыкли воспринимать передвижников как вечный социальный протест.

В действительности (и это показано Третьяковкой через палитру жанров), они не были сосредоточены исключительно на острых проблемах современного им общества. Художники пытались полноценно и всеобъемлюще представлять современную им жизнь.

Илья Репин, Портрет Константина Константиновича, 1891
Илья Репин, Портрет Константина Константиновича, 1891

Передвижники видели Россию самодостаточной с её оригинальной природной красотой, сложностью народных характеров, философией и замечательными людьми эпохи. Мощью своего гения художники как из великих исторических событий, так и из простейших бытовых сцен умели показать красоту и глубину страны. Эта красота вызвала всеобщее восхищение, и вскоре знатные особы стали пополнять коллекции из работ Репина, Ге и других.

Популяризация русского искусства — основная цель передвижников, им удалась. Художники получили возможность продавать (и часто недёшево, за тысячи и даже десятки тысяч рублей!) неакадемическое искусство. Вскоре по предложению царя Александра III была проведена реформа Академии Художеств. Знаковые фигуры из передвижников вошли в академические структуры и воспитали плеяду учеников.

Николай Ге, Алексей Саврасов, Василий Поленов, Илья Репин, Василий Суриков, Архип Куинджи… Эти художники тридцати-сорока лет сумели показать и исторические события, и повседневную жизнь, и народ, и власть, и русскую природу как психологическую драму. Рядом с ними были историки и философы — Николай Костомаров, Владимир Соловьев и другие, которые направляли умы. Они поставили ключевые для России вопросы духовности и бытия, которые оказались актуальны и для их эпохи, и остаются таковыми для нас.

Передвижники, которым покровительствовали Романовы

Учитывая разносторонность кругозора передвижников, неудивительно, что Романовы покровительствовали им. Династия увидела, что эти художники предстоят за всю Россию. Это был не социальный протест, а диалог искусства и власти, благодаря которому Романовы начинали лучше понимать свой народ.

Одну из самых «острых» картин передвижников — «Бурлаки на Волге» Ильи Репина за 3000 рублей приобрёл брат императора Владимир Александрович Романов. Илья Ефимович был среди тех художников, которые к власти были ближе других.

Ряд передвижников — среди них блестящий художник Николай Ярошенко, настаивал на сохранении независимой позиции и не вступал в прямой диалог. Однако сам факт покровительства передвижникам со стороны Романовых это не отменяет.

Передвижники, которым покровительствовали Романовы

Передвижники, которым покровительствовали Романовы

Передвижники, которым покровительствовали Романовы

Передвижники, которым покровительствовали Романовы

Передвижники, которым покровительствовали Романовы

Передвижники, которым покровительствовали Романовы

Передвижники, которым покровительствовали Романовы

Передвижники, которым покровительствовали Романовы

Передвижники, которым покровительствовали Романовы

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку