Новое здание Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной открылось масштабной экспозицией Товарищества передвижных выставок — «Передвижники». Устроители решили привлечь внимание общественности проектом, который меняет наше представление о русском искусстве рубежа XIX-XX веков.
Перед нами в полноте предстают создатели грандиозного реалистического направления, которое стало визитной карточкой русской живописи, воплощением образа императорской России. Их творчество прослеживается с первой выставки (всего их было 48) и до последних дней объединения в 1923 году. На почётном месте — покровители из императорской семьи, потомки династии Романовых.
Владимир Александрович, Мария Фёдоровна и Константин Константинович (знаменитый «К.Р.») не ассоциируются у нас с вольной артелью художников, не так ли? Мы привыкли воспринимать передвижников как вечный социальный протест.
В действительности (и это показано Третьяковкой через палитру жанров), они не были сосредоточены исключительно на острых проблемах современного им общества. Художники пытались полноценно и всеобъемлюще представлять современную им жизнь.
Передвижники видели Россию самодостаточной с её оригинальной природной красотой, сложностью народных характеров, философией и замечательными людьми эпохи. Мощью своего гения художники как из великих исторических событий, так и из простейших бытовых сцен умели показать красоту и глубину страны. Эта красота вызвала всеобщее восхищение, и вскоре знатные особы стали пополнять коллекции из работ Репина, Ге и других.
Популяризация русского искусства — основная цель передвижников, им удалась. Художники получили возможность продавать (и часто недёшево, за тысячи и даже десятки тысяч рублей!) неакадемическое искусство. Вскоре по предложению царя Александра III была проведена реформа Академии Художеств. Знаковые фигуры из передвижников вошли в академические структуры и воспитали плеяду учеников.
Николай Ге, Алексей Саврасов, Василий Поленов, Илья Репин, Василий Суриков, Архип Куинджи… Эти художники тридцати-сорока лет сумели показать и исторические события, и повседневную жизнь, и народ, и власть, и русскую природу как психологическую драму. Рядом с ними были историки и философы — Николай Костомаров, Владимир Соловьев и другие, которые направляли умы. Они поставили ключевые для России вопросы духовности и бытия, которые оказались актуальны и для их эпохи, и остаются таковыми для нас.
Учитывая разносторонность кругозора передвижников, неудивительно, что Романовы покровительствовали им. Династия увидела, что эти художники предстоят за всю Россию. Это был не социальный протест, а диалог искусства и власти, благодаря которому Романовы начинали лучше понимать свой народ.
Одну из самых «острых» картин передвижников — «Бурлаки на Волге» Ильи Репина за 3000 рублей приобрёл брат императора Владимир Александрович Романов. Илья Ефимович был среди тех художников, которые к власти были ближе других.
Ряд передвижников — среди них блестящий художник Николай Ярошенко, настаивал на сохранении независимой позиции и не вступал в прямой диалог. Однако сам факт покровительства передвижникам со стороны Романовых это не отменяет.