Активный переход Китая на электромобили сократит спрос на нефть на 70% и приблизит конец нефтяной эры, говорит исследование аналитического центра Carbon Tracker. При этом сами электромобили оплатят такой переход.
По прогнозу Мирового энергетического агентства (IEA), 80% ожидаемого роста мирового спроса на нефть до 2030 года придется на развивающиеся рынки. Половину этого роста должны обеспечить Китай и Индия.
Однако, эти страны уже сейчас проводят политику по снижению своей зависимости от импорта нефти, активно поддерживая переход на электромобили, делая их стоимость сравнимой с бензиновыми и дизельными машинами.
Развивающиеся рынки – Китай, Индия, Юго-Восточная Азия, Африка – ежегодно тратят огромные деньги на импорт нефти, две трети (68%) которой используется транспортом. В китайском ВВП – это 1.5%, в индийском – 2.6%.
Анализ Carbon Tracker показывает, что переход на электромобили может сэкономить развивающимся рынкам до $250 млрд. ежегодно на импорте нефти, что куда более чем достаточно, чтобы оплатить электрификацию транспорта и строительство инфраструктуры.
Ежегодно Китай сможет экономить свыше $80 млрд., а Индия – более $35 млрд. Это, не считая улучшения экологической ситуации и сохранения около 285’000 жизней, говорит отчет Международного совета по чистому транспорту (ICCT). Помимо этого, вызванное переходом снижение спроса на нефть выльется в 25% снижение цен на топливо, что также окажет хорошую поддержку этим экономикам.
Аналитики говорят, что стоимость импортируемой нефти в 10 раз выше затрат на оборудование по производству солнечной электроэнергии, необходимой для питания электромобилей.
«Это очень простой выбор между растущей зависимостью от дорогой нефти, добываемой зарубежным картелем, и собственной электроэнергией, производимой из возобновляемых источников, стоимость которой падает», – сказал ведущий автор отчёта Кингсмилл Бонд.
На протяжении последних десяти лет цены на батареи ежегодно падали на 20%, стимулируя рынок электрических автомобилей. В ближайшие несколько лет стоимость упадет со 135 USD/кВт до 100 и ниже – точка, в которой наступает паритет цен между машинами на электричестве и на ископаемом топливе. К 2030 году, по прогнозу BNEF, цена на них упадет до 61 USD/кВт, а по прогнозу Volkswagen и Toyota – до 50 USD/кВт.
«Переход на электромобили развивающихся рынков приведет к тому, что только импортеры нефти сократят рост мирового спроса на нефть более чем на 70%. Прибавим сюда войну с пластиком, ударившую по спросу в нефтехимии. Вполне вероятно, что пик спроса на нефть остался уж позади в 2019 году», – говорит Кингсмилл Бонд.
Что делать России в этой ситуации? Не сидеть сложа руки, а активно включиться в цепочки создания стоимости нового транспорта. Нефть ожидает судьба угля и дров причем в перспективе ближайших десяти-пятнадцати лет — это очень-очень близко.