В Новой Третьяковке на Крымском валу открылась выставка, посвященная творчеству выдающегося экспериментатора-художника XX века Пабло Пикассо, вернее, его воздействию на отечественных художников. Испанский живописец, прославивший Францию и искусство авангарда, выставляется в одном зале с другим выдающимся художником эпохи – Анри Матиссом, вдохновившего появление художественного объединения «Бубновый валет».
Мы будем говорить именно об искусстве Пикассо. В небольшой насыщенной экспозиции можно создать представление о разноплановом творчестве Пикассо: от «Девушки на шаре» до последних шедевров кубизма. Всё это – часть коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова, объединенная из собраний Третьяковской галереи и ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Пикассо – не просто выдающийся новатор и гениальный философ в живописи, но человек, который стяжал славу непревзойденного изобретателя новых стилей и жанров в живописи. История живописи не знала ни одного художника ни до него, ни после, кто бы так обильно выплескивал на аудиторию огромное количество разнообразных, зачастую противоположных стилей и жанров.
Пикассо прославил живопись как искусство, которое каждую минуту ломает стереотипы и всегда идет против течения ради торжества визуальности и глубины мысли автора произведения. Это человек с большой буквы, который создал удивительное настроение общества по отношению к живописцам, а последних подтолкнул к новому отношению к искусству и его востребованности. Он считал, что искусство должно удивлять.
А ведь первые философы так и говорили, что сама философия как наука родилась из удивления! Человек начал удивляться и размышлять о том, что такое прекрасное и почему оно прекрасно…

Среди стилей и жанров, изобретенных Пикассо, наиболее известный – кубизм. Хотя в каждом из жанров художник стал величайшим образцом стиля. Считая себя последователем и учеником Жана Огюста Доминика Энгра, он начал с него и вернулся к нему. Многие упрекали Пикассо за то, что в середине творческого пути, набрав очки новаторством, создав несколько стилей и направлений, вдруг ни с того ни он снова обратился к Энгру и реализму.
Многие в России стали считать Пикассо предаталем за это. К таким относились Татлин, Родченко и другие последователи его начинаний в авангарде.
Одновременно исследователь авангарда Максимилиан Волошин отмечал, что его сложное по форме визуальное искусство было понятно всем от мала до велика – он ведь работал не с формой, а визуальным содержанием. Для него Пикассо было важно именно то, что искусствоведы называют быстрым достижением поставленной цели. За счет необычных форм быстрее достигал главной цели – общения со зрителем.
Для Пикассо главным было быть понятным, а вовсе не то, что ему приписывает большинство исследователей – что он был эстет до мозга и костей. Снобизма художника не было и в помине у испанца. Пикассо – образец демократичности в искусстве, который мечтал лишь приковать внимание для того чтобы зритель быстрее познал задумку автора.

Образцом является его «Герника» 1938 года. Произведение сложное, возможно, и непонятное для россиян. Один советский критик сказал «сумбур вместо музыки» о Шостаковиче – нечто подобное может быть применимо к пониманию работы о ценностях Страны Басков. Но цель была – поразить необычностью форм, чтобы в ту же секунду зритель погрузился в содержание картины: трагедию баскского народа, первой жертвы мирового фашизма.
В тот момент Пикассо был директором Прадо и номинировался на пост министра культуры. Вскоре благодаря художнику картина переместилась в знаменитый французский музей и стала символом авангарда, прославив в веках искусство республиканской Испании. Это пример живописи как главного инструмента защитника миролюбия и антивоенных настроений.
Приезд выставки Пабло Пикассо в СССР открыл веху в истории «холодной войны». Многокилометровая толпа в ГМИИ им. А.С. Пушкина стала сенсацией и ключом к пониманию того, что тоталитаризм и искусство вещи несовместимые.
Пикассо был членом компартии, но участвовал в самой преследуемой политической организации Испании лишь потому, что хотел искусством доказать, что не все те, кто идут против течения криминал, преступники. Голубка, впервые изображенная на салфетке в одном из баров Парижа, разошлась по миру как символ пацифизма и войны народа за демократию, прогресс и против насилия.

Его искусство так замечательно представлено в Третьяковской галерее – это напоминание не только о том, что Пикассо внес вклад как пацифист и художник в борьбу за мир, но и напоминание о перенятии эстафеты уже после смерти художника в России. Новых жанров и стилей, изобретенных Пикассо, не наблюдалось, но те, которые он основал, влились в миллионы новых авторов, чьи имена записаны в скрижалях творчества.
«Русские художники не копировали приемы французских современников, а использовали их открытия в области формы как инструменты для решения собственных художественных и даже философских задач – создания искусства для нового мира и нового человека», – подчеркивается в пресс-релизе организаторов выставки.
Произведения Пикассо и Матисса в Третьяковске известны. Они в России благодаря русским коллекционерам, для которых покупка произведений – картин тогда неизвестных художников – была инвестицией. Вкус этих ценителей авангарда в русских музеях сформировал изысканные коллекции выдающихся художников и привел к новой творческой волне в России.




Фото предоставлены пресс-службой Третьяковской галереи



