Выставка Джованни Батиста Пиранези проходит в Музее Изобразительных искусств А.С. Пушкина 20 сентября 2016 – 13 ноября 2016. Пиранези – выдающийся итальянский деятель культуры, чья деятельность носит многогранный характер (гравер, рисовальщик, архитектор, ведутист, декоратор, ученый-исследователь).
Эта московская выставка, освещающая все аспекты деятельности Пиранези, проводится в рамках мощного цикла демонстрации в России великого итальянского искусства по инициативе посольства Италии в России и проходит при спонсорской поддержке банка ВТБ.
Выставленные в музее работы художника XVIII века (годы жизни 1720–1778) сегодня выглядят абсолютно современно. Тому есть две причины: во-первых, как всё в высоком искусстве, они вне времени. Во-вторых, экспозиция построена так, что мы видим и истоки искусства Пиранези, и современность. Выставка называется в точности: «Пиранези. До и После. Италия — Россия. XVIII-XXI века».
Выставка в ГМИИ содержит более 400 экспонатов: 100 офортов Пиранези, гравюры и рисунки его предшественников и последователей, слепки, монеты и медали, книги, пробковые модели из коллекции Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств, графические листы из Фонда Чини (Венеция), Музея архитектуры имени А.В. Щусева, фонда имени Якова Чернихова и других.
На выставке через работы Дж. Пиранези можно увидеть Италию в её древней красоте. Виновник торжества был страстным коллекционером древностей и также экспертом искусства, мнению которого доверяли при дворах. Он занимался и коммерческой работой в этом направлении.
Другая составляющая его творчества, отраженная в выставке – патриотизм итальянского исследователя древности. Своей неутомимой научной работой он стремился доказать, что римская культура самобытна и не зависима от греческой, как это принято считать. Пиранези видел истоки древней итальянской культуры в большей степени в этрусской цивилизации.
Связь художника с современностью двояка. Во-первых, на выставке представлены современные виды Италии. Экспозиция даёт возможность видеть контраст: офорты Пиранези на фоне современной фотографии тех же мест. Несмотря на то, что современный итальянский фотограф является безусловным профессионалом своего дела, работы мастера XVIII века являют собой искусство настолько высокое, что современные прототипы выглядят гораздо проще на их фоне. Пиранези возвёл на пьедестал каждую деталь, художественными приёмами он одухотворил древние руины, а своей любовью создал поэтические гимны римской славе.
Во-вторых, что, на наш взгляд, способно затронуть наших соотечественников, это преломление идей итальянского архитектора на советские архитектурные решения. Широкой публике откроются источники вдохновления дворцов советской эпохи («сталинский ампир»), выстраиваемых И. Леонидовым, К. Мельниковым, Я. Черниховым и вызовут немалое удивление. И сегодня российские художники черпают вдохновение в знаменитом итальянце (В. Кошляков).
Особое место на выставке отведено серии офортов «Воображаемые темницы», в которых фантазия художника на тему ограниченного пространства поистине безгранична и глубоко драматична.
Иными словами, выставка «Пиранези. До и После. Италия — Россия. XVIII-XXI века» несёт в себе немало интересного и выполняет две важные функции: открывает нам источники вдохновения русской культуры и глубже знакомит с высокой итальянской культурой.
Предлагаем Вам также познакомиться со впечатлениями двух важных участников выставки – её инициатора и её генерального спонсора, насколько она оправдала их высокие цели и желания.
Ниже Вы увидите интервью для культурно-политического журнала «Э Вести» посла Италии в России Е.П. Чезаре Мария Рагальини (Cesare Maria Ragaglini) и Вице-президента банка «ВТБ» Александра Юрьевича Ерофеева.
ЭВ: Господин Посол, Вы говорили, что проекты, которые Вы инициировали, должны повысить популярность Италии у россиян и побудить их посетить Вашу замечательную страну, изучать её язык. Скажите, пожалуйста, удовлетворены ли Вы тем, как стартовали проекты, посвященные Рафаэлю и Пиронези?
Чезаре М. Рагальини: Да, я безусловно удовлетворен тем, что мы сделали.
В особенности сложно было организовать выставку Рафаэля и поездку театра Ла Скала. Первый проект был самым сложным, потому что он требовал отправки в Москву таких работ, которые очень редко покидают музей. Есть вероятность, что произведения больше никогда не покинут те музеи, в которых они хранятся, и россияне, возможно, единственные, кому удастся увидеть выставку, составленную из таких шедевров. Поэтому у меня есть причины быть очень удовлетворенным тем, что мы сделали. И еще одна вещь, которая вселяет в меня оптимизм, — это популярность наших начинаний у российской публики. Выставку Рафаэля уже посетило огромное количество людей, и я очень надеюсь, что выставка Пиранези тоже заслужит внимание у москвичей.
Я убежден, что те, кому уже довелось и ещё доведётся побывать на наших выставках, и те, кто услышали музыку от театра Ла Скала, заинтересуются той страной, которая породила такого рода искусство.
ЭВ: Когда русские приезжают в Италию, им очень часто бывает тяжело. Средний россиянин-турист не всегда соприкасается с таким высоким искусством, когда приезжает к вам. А Вы сюда привозите действительно лучшее, и это существенный вклад в то, чтобы русские знали, на чем сконцентрироваться в стране. Что Вы посоветуете путешественникам – нашим туристам?
Чезаре М. Рагальини: Во-первых, невозможно поехать в Италию и за один раз посмотреть все то, что необходимо посмотреть из лучших культурных ценностей. Поэтому, я думаю, чем бы человек не увлекался, что бы ни доставляло ему удовольствие, будь то пейзажи, искусство или еда, это должны быть неоднократные путешествия, которые формируются со временем и с периодичностью. Может быть, стоит начать с главых центров итальянской культуры, таких, как Рим, Флоренция, Венеция. Но есть ещё немало мест, которые заслуживают внимания как с точки зрения культуры, так и с точки зрения ланшафтов. Безусловно, посетив самые известные города, необходимо расширять свои горизонты. Тогда наступает момент, когда человек настолько влюбляется в Италию, что остается там навсегда. И все, что ему остается – не лениться каждый день отправляться на прогулку, чтобы лучше познакомиться со страной.
ЭВ: Александр Юрьевич, скажите, пожалуйста, удовлетворены ли Вы полученным от выставки эффектом, и какие ещё программы на данный момент Вы поддерживаете?
Ерофеев А.Ю.: Да, конечно, мы удовлетворены, Вы и сами видите, какая замечательная получилась выставка.
Конечно, это только один из поддерживаемых нами проектов музея, мы с ГМИИ им. Пушкина имеем договор о постоянной спонсорской поддержке, хотя и раньше мы оказывали помощь музею, но время от времени.
Нами была также представлена коллекция собирателя Зильберштейна, в июне – выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», сейчас открылся Пиранези, буквально через неделю откроется выставка «Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции».
ЭВ: Какую цель банк ставит для своего спонсорского участия в таких проектах?
Ерофеев А.Ю.: Это спонсорская и благотворительная деятельность, поэтому какой-то коммерческой выгоды мы здесь не ожидаем.
Руководство банка у нас высокообразованное, интеллектуальное и разбирается в исскустве. Андрей Леонидович Костин, в частности, любит поэзию, искусство, живопись, поэтому работа с музеями ставится в приоритет и во главу угла спонсорской поддержки. Он большой любитель Серебрянного века, и поэтому даже в те времена, когда Крым был в составе Украины, мы с 2003 года восстановили дом-музей М. Волошина в Коктебеле, мы также 4 года сотрудничаем с Феодосийским музеем сестёр Цветаевых.
То есть, мы музейную культуру поддерживаем и стараемся все, что можем, насколько позволяют финансовые возможности банка, сделать так, чтобы это стало достоянием россиян.
ЭВ: Вы выбираете во всей палитре культурных и музейных программ то, что Вам близко? Например, почему Вы решили поддержать Пиранези, что за этим стоит?
Ерофеев А.Ю.: У нас обычно такая практика, что музей, с которым мы работаем, присылает накануне нового года свои планы. Мы смотрим, выбираем наиболее интересные и значимые.
Мы считаем, что поскольку наш банк крупный, нам следует выбирать наиболее важные проекты. Мы поддерживаем то, что будет интересно, значимо и ново для россиян, прежде всего то, чего раньше не было. Дж. Пиранези раньше сюда не привозили, Кранахов также не привозили.
Поддержка И. Зильберштейна была нашей (и музея) данью уважения и внимания к тем людям, которые посвятили свою жизнь собирательству и потом не продали, не раздарили свою коллекцию, а отдали государству. Аналогичная выставка, поддержанная нами по той же причине, была выставка к 100-летию коллекционера Г.Д. Костаки в 2015 году в Третьяковской галерее. Уезжая за границу, Георгий Дионисович оставил в дар Третьяковке свою коллекцию.
Источники: Pushkin Museum of Fine Arts