Повсеместная антипандемийная изоляция первой половины 2020 года вылилась в беспрецедентное снижение ежемесячных продаж автомобилей. Потери мирового автопрома в сегменте легковых автомобилей за первые шесть месяцев составили -28% год к году. Электромобили держались куда лучше – -14% глобальных продаж, сообщают аналитики EV-Volumes.
Этот относительный успех объясняется хорошим спросом в Европе и быстрым ростом рынка электромобилей в странах вне триады «Китай-Европа-США», среди которых самый большой вклад внесли: Мексика, Южная Корея, Австралия, Гонконг, Тайвань и Израиль.
Вместе с тем итоги крупнейших рынков сбыта оказались разнонаправленными. Если в Китае сегмент экологичных машин (NEV) провалился на -42%, при том что весь локальный рынок упал лишь на -20%, то в Европе на фоне -37% сжатия спроса электрифицированный транспорт показал +57% рост. В США же спрос на электромобили следовал в фарватере рынка в целом – -25% к первой половине 2019 года.
Европейский рост продаж электромобилей, начавшийся в сентябре 2019, в этом году только усилился. Главными стимулами к тому стали ужесточение норм WLTP по выбросам СО2, изменения в налогообложении экологического транспорта и меры поддержки спроса.
Доля Европы в мировых продажах электромобилей (BEV) и подключаемых гибридов (PHEV) выросла с 23% до 42%. Впервые с 2015 года больше всего таких машин было продано в Европе, а не в Китае.
В КНР снижение продаж NEV началось в июле 2019, когда стали сокращаться государственные субсидии. Падение еще больше усилилось, когда в феврале и марте весь автомобильный рынок рухнул.
По итогам полугодия потери сегмента составили -42%. Мировая доля Китая в BEV и PHEV продажах сократилась с 57% до 39%.
В США поставки сдерживало закрытие заводов Tesla и сокращение импорта из Европы, так как автопроизводители из Евросоюза стремились в первую очередь удовлетворить местных покупателей.
Лидерами по доле продаж экологически чистого транспорта за январь-июнь 2020 стали:
- Норвегия, где 68% спроса на новые машины приходятся на BEV и PHEV;
- Исландия – 49%;
- Швеция – 26%;
Из крупных экономик – это Франция (9.1%), Великобритания (7.7%), Германия (7.6%), Китай (4.4%), Канада (3.3%), Испания (3.2%). На остальных рынках с годовым объемом более 1 млн. машин электромобили занимают менее 3%.
Безусловным лидером продаж 2020 года стала Tesla Model 3. Когда в США и Европе продажи просели, массовый электромобиль Илона Маска компенсировал этот спад стремительным ростом в Китае, где налажено местное производство модели.
Разразившийся кризис в момент очистил список лидеров продаж от китайских моделей, что предвещает скорую консолидацию местных игроков с единственной целью – выжить.
На второе место вышла слегка обновленный компактный электромобиль Renault Zoe. Третьим стал теряющий позиции и объемы старый Nissan Leaf.
В целом во второй половине 2019 года на рынок было выведено более 30 новых и обновленных BEV и PHEV моделей, а объемы их выпуска были увеличены несмотря на пандемию.
По прогнозу Роланда Ирле из EV-Volumes, в целом за год продажи подключаемых автомобилей в Европе составят 1.1 млн. шт. (+85% г/г), в Китае – 1.2-1.3 млн. (+7%), а в США – 360 тыс. (+14%).
Если не случится вторая волна пандемии, общий объем мировых продаж BEV и PHEV автомобилей составит 2.9 млн. шт.