По мнению Всемирного Банка (WB), Россия сейчас тратит на борьбу с бедностью намного больше денег, чем другие страны Европы и Центральной Азии, однако бедность в стране сокращается медленно. Программу, которую предлагает международный институт, позволит решить задачу быстрее и дешевле.
По итогам прошлого года, как сообщает Росстат, уровень бедности в России составил 12.1% или 17.8 млн. человек, живущих за официальной чертой прожиточного минимума. О снижении реальных доходов населения ведомство рапортует на протяжении уже многих лет. Поэтому сказать, что власть не знает о проблеме нельзя, однако решает её так, что «снежный ком» только растет.
Ещё в мае 2018 года В.В. Путин поставил цель добиться двукратного снижения бедности в России до 6.6% к 2024 году. Позднее этот срок передвинули на 2030 год.
Запланированный экономический рост страны должен был бы играть важную роль в достижении этой цели. Однако, как считают эксперты, даже при росте на 3.2% в год (а это – лучший сценарий) доля населения, находящегося за чертой бедности, сократится лишь до 8.2%, что далеко до заявленной цели.
Российская система мер социальной поддержки населения играет определенную роль в борьбе с бедностью. Если бы её не было, то официальных бедных было бы на 20% больше, чем сейчас. Но сложившая система социальной поддержки крайне неэффективна.
Страна тратить на эти цели 3% ВВП – $30 млрд. в год. Это в три раза больше, чем те средства, которые могли бы вывести людей из бедности. Европа и Центральная Азия выделяет на эту сферу 2.2% ВВП. При этом многим странам удаётся достигнуть такого же сокращения бедности, тратя на это наполовину или на треть меньше.
В России действует более 800 мер социальной поддержки на федеральном уровне и 13’000 на региональном!!! Это результат почти столетней работы чиновников. С течением времени появлялись новые программы, при этом ни одна из уже существующих программ не закрывалась, в результате чего образовалась масса большей частью мелких мер поддержки. Из-за сложности системы уязвимые и социально незащищенные люди часто не знают, какими льготами они могут пользоваться.
Специалисты Всемирного Банка считают, что задачу можно решить быстрее и дешевле, если внедрить программу минимального гарантированного дохода (МГД).
В отличие от программы безусловного базового дохода, когда всем жителям платят одинаковую сумму денег, достаточную для проживания в стране, программа минимального гарантированного дохода дает недостающую сумму до прожиточного минимума, оговаривая условия его получения (например, прохождение курсов повышения квалификации, устройство на работу по выбору и пр.)
Расчеты банка показывают, что, обеспечивая социальные выплаты для повышения доходов малоимущего населения до уровня, позволяющего им удовлетворять свои основные потребности, а, следовательно, для искоренения бедности, такая программа обойдется стране в 0.33% ВВП при условии, что не будет никаких утечек средств и никаких поведенческих реакций, а административные затраты будут составлять 10% (доля в общих суммах выплат).
Опыт стран Европы и Центральной Азии показывает, что программы МГД отличаются высокой эффективностью затрат, они имеют хороший мультипликативный эффект (способствует росту экономики и падению бедности) и способствуют росту уверенности людей и рождаемости.
Для внедрения такой программы, считают специалисты, надо доработать недавно запущенную программу социального контракта, которая в обмен на помощь требует принимать определенные меры, например, искать работу и соглашаться на работу, когда она предлагается.
Здесь важно, говорится в отчете, установить единые правила для всех регионов, обеспечить адресность (проверку сведений о доходах) и контроль выполнения сопутствующих обязательств, а главное размер пособия должен покрывать разницу между доходом людей и пороговым показателем прожиточного уровня.
Сейчас размеры пособий по социальному контракту не покрывают этот зазор и выдаются на очень короткий срок, поэтому бедные так и не могут вырваться из замкнутого круга.
По оценке Всемирного банка, нынешние российские пособия, назначаемые с учетом нуждаемости, по размеру составляют менее 15% прожиточного минимума. А после получения выплат в рамках социальной помощи средний дефицит доходов малоимущего населения все равно соответствует почти 20% прожиточного минимума.
Ещё на что обращают внимание международные финансисты, на первом этапе важно не потерять тех, кто действительно нуждается в помощи, нежели ошибиться и дать тем, кому этого не положено. А уже позже методично работать над «утечками» средств.
Программы МГД, работающие в многих странах, включая Европу и Азию, показали, что опасения по поводу того, что денежные пособия снижают мотивацию к труду или стимулирует иждивенческие настроения, не подтверждаются.
На самом деле, некоторые программы денежной помощи оказывают, наоборот, положительное воздействие на предложение на рынке труда, благодаря снятию ограничений, связанных с отсутствием денежных средств и рисками. Размер пособий, получаемых в рамках программ МГД, обычно слишком мал для того, чтобы их получатели отказывались работать, но при этом достаточно велик для значимого улучшения жизни беднейшего населения.