Главный вопрос для российской экономики — архитектура экономики на 2024 год. Архитекторы экономики исходят из того, что из многочисленных рисков мировой экономики в 2024 году основной — геополитический, напрямую связанный с геоэкономическим риском, выражающимся в снижении давления на российскую экономику со стороны санкций.
Аккумулированный объём экономик, наложивших санкции на российскую экономику, превосходит её как минимум в 30 раз. Казалось бы, наша экономика по всем направлениям должна давать сбои?!
Между тем, по такому показателю, как доходы от нефтегазового сектора, Россия вышла на уровень 2013 года. Как это возможно? Но это не только возможно, но реальность!
Западные аналитические центры вынуждены констатировать, что большинство санкций против российской экономики не работает. С одной стороны, происходит эрозия национальной денежной единицы из-за распространения расчетов по экспорту в рублях. С другой стороны, бюджетная накачка не приводит к появлению большого количества товаров у населения, что приводит к непредвиденным инфляционным последствиям.
Обычные ресурсы денежно-кредитной политики здесь не работают. Увеличивается дефицит на рынке труда, который в 2023 году привёл к росту цен.
Массированные государственные расходы, в то же время, не только поддержали главного потребителя — ВПК, но и привели к стремительному росту экономических комплексов, связанных с производственной линейкой: производство, завязанное на снабжение значительно выросшей армии, и строительный комплекс.
Одновременно с ростом санкций увеличился рост бюджетных вливаний в депрессивные регионы. Например, ряд регионов, относящихся к реципиентам, стали бенефициарами и даже донорами.
Ведутся дебаты вокруг ещё одной проблемы, возникшей в связи с санкциями. Никто не может дать однозначный ответ на вопрос о том, в чём природа жёсткой фискальной политики экономического стимулирования.
Посудите сами, если до сих пор импортозамещение было искусственной формой автаркии, практически не влияющей на экономику, с конца 2022 года и весь 2023 год оно демонстрировало высокую степень реальности. Наконец-то программа стала давать видимые плоды, и в ряде отраслей с уходом с национального рынка иностранных производителей и освобождением производственных ниш появились товары отечественного производства.
Целый ряд факторов, связанный с реалиями внешней политики государства, привёл к тому, что у бизнеса не осталось иного выбора, кроме как реализовывать инвестиционные программы, прямо замещающие труд. Повсеместно наблюдалось расширенное воспроизводство — ещё один признак того, что рынок труда сильно оскудел из-за большого вымывания трудовых ресурсов (людей, мобилизованных на СВО).
Как ни старались западные партнёры перевести экономику в России на административно-хозяйственные рельсы, санкции в основных отраслях хозяйства привели к более интенсивному и расширенному воспроизводству и мобилизации ресурсов в частном секторе.
Все показатели бизнес-активности говорят о том, что частный сектор не только научился выживать в условиях санкций, но и создал условия для поступательного движения в сфере бизнес-активности в неадекватных для рынка условиях. Особенно выдаёт то, что в российской экономике практически отсутствует логистический кризис, который постулировали западные партнёры. Российские предприниматели не только научились решать задачи транснационального характера, но и глобальной экономики.
В Европе проходят конференции, семинары и эвенты, посвященные тому, как законопатить лазейки для обхода российской экономикой западных санкций. Партнёры преследуют цель удушить российскую экономику, не позволить ей развиваться на безбрежных просторах мирового характера.
Но, как показали 2022 и 2023 годы, частный российский бизнес в союзе с транснациональными корпорациями крупнейших западных экономик научились обходить барьеры и выживать в нежизненной, на первый взгляд, обстановке.
Прогноз крупнейших банков Западной Европы (таких как Дойче банк) состоит в том, что успех российских компаний в плане обхождения барьеров, созданных санкциями, лишь будет увеличиваться, и компенсаторные факторы дадут до 30% от необходимого ПИИ.
Из расчётов мы выбрали не консервативный, но и не оптимистичный, а умеренный. Прогноз на обход санкций в 2024 году будет выглядеть так: санкции будут несомненно обойдены, ущерба как такового от них практически не будет, но и технологического прорыва, а тем более инвестиционного, ожидать не следует. Вместе с тем, инвестиции будут продолжать прибывать и составят не менее трети от необходимого объёма.