Деревья росли прямо из гробов.
На этой неделе Фонд Фауршу в Нью-Йорке был вынужден внезапно закрыть инсталляцию работы Йоко Оно «Ex It» — крытый дендрарий из кизила и вечнозеленых деревьев, посаженных в гробы, — после того, как погибли десятки деревьев, участвовавших в показе. Инсталляция открылась в апреле как основная часть выставки трех художников «Охвати мир изнутри», в которую также вошли работы художников Майлза Гринберга и Луизы Буржуа.
В начале этой недели посетители выставки обнаружили, что вход в галерею с инсталляцией вдовы Джона Леннона — Йоко Оно заблокирован листами чего-то, похожего на белый пенопласт. Однако каких-либо табличек о закрытии экспозиции не было. Звуковое сопровождение инсталляции из щебечущих птиц также было отключено. В то же время другая работа Оно, «Мы все — вода», состоящая из стеклянных бутылок, наполненных водой и надписанных именем и рукой автора всё еще была доступна в галерее.
На вопрос о неожиданном закрытии сотрудник на стойке регистрации фонда извинился и объяснил, что «к сожалению, все деревья погибли», добавив: «Мы перепробовали все, что могли», а затем предложил вместо этого показать фотографии неожиданно свёрнутой выставки. Экспозиция должна была быть доступна публике до 17 сентября 2023 года. Галереи других участников — Гринберга и Буржуа продолжают свою работу.
Ранее инсталляция «Ex It» прошла на других площадках, в том числе в Пекине в рамках выставки «Золотые лестницы» 2015 года, в Вильнюсе в Центре современного искусства в 2022 году и в Deitch Projects в 1998 году. Все они завершились без каких-либо сообщений о проблемах.
Инсталляция Ono, украшенная листьями, призвана пробудить дух надежды и возрождения перед лицом ужасающих глобальных событий: деревья, растущие из простых деревянных гробов, напоминают о ликвидации последствий стихийных бедствий. Цветущие, сладко пахнущие деревья вместе с радостным пением птиц призваны были дарить надежду на обновление и служить напоминанием о связи человечества с землей и друг с другом.
Нынешний финал выставки можно считать зловеще символическим, как в отношении климатических изменений так и личности самого автора.