Под картиной Пикассо обнаружен портрет незнакомки

Под картиной Пикассо обнаружен портрет незнакомки

Искусствоведы, изучающие картину Пабло Пикассо «Портрет Матео Фернандеса де Сото», обнаружили таинственный женский портрет, скрытый под внешним слоем масляных красок.

Портрет женщины был потерян миром, когда через несколько месяцев после его создания Пикассо закрасил его, изобразив своего друга-скульптора Матео Фернандеса де Сото в синих и зелёных тонах сидящим за столом.

Но почти 125 лет спустя очертания оригинального портрета были обнаружены британским Институтом искусств Курто, когда его эксперты исследовали полотно с помощью инфракрасных и рентгеновских лучей.

Барнаби Райт, заместитель главы галереи Курто, объяснил, что портрет женщины «буквально возникал у нас на глазах… кусочек за кусочком» благодаря мозаичному способу сканирования изображения инфракрасной камерой.

По словам Райт, эксперты «были совершенно уверены, что под поверхностью что-то скрывается, потому что… видны мазки кисти… которые не соотносятся с финальной работой», однако не знали, что они найдут.

Искусствоведы все ещё теряются в загадках относительно личности этой женщины, ведь она похожа на многих натурщиц, которых Пикассо рисовал в Париже в 1901 году. На голове у неё модная в то время причёска с шиньоном.

На инфракрасном изображении виден портрет под более поздней картиной.
На инфракрасном изображении виден портрет под более поздней картиной.

«Возможно, она навсегда останется незнакомкой, — говорит Райт, отмечая что её всё ещё пытаются опознать. — Возможно, она была просто кем-то, кто позировал Пикассо… Она могла быть любовницей, могла быть другом».

В 1901 году, когда Пикассо приехал в Париж, ему было всего 19 лет, но уже тогда он находил разнообразные сюжеты для своих картин.

Отказавшись от своего первоначального портрета и начав рисовать поверх него, Пикассо, «не просто менял тему, но и поменял свой стиль, развивая свою знаменитую манеру живописи голубого периода», — добавляет Райт.

В этот период Пикассо использовал более мрачные цвета для изображения сюжетов, отходя от своего раннего импрессионистического стиля, на что отчасти повлияло самоубийство его хорошего друга Карлоса Касагемаса.

Рентгеновские снимки показывают, что Пикассо переделывал это полотно три или четыре раза, отчасти потому, что он не мог себе позволить покупать новые холсты, а также и потому, что «ему… нравился процесс превращения одного изображения в другое», — объясняет искусствовед.

«Он не белил холст в перерывах между сменой сюжета, чтобы создать картину с чистого листа. Он нарисовал фигуру своего друга прямо поверх женщины… Одна фигура возникает из другой, превращаясь одна в другую», — говорит Райт.

Тем не менее, натренированному глазу видны остатки женского портрета.

«Как только вы узнаете, что находится под этим изображением, и соотносите это с готовой работой, вы сможете очень чётко увидеть некоторые из прежних примет — её глаз, ухо и волосы», — добавляет Райт. — Это призрачное присутствие женщины на самом деле не просто скрыто под поверхностью, но и как бы проступает на поверхность».

Это не первая такая находка. Совсем недавно реставраторы рассказали о скрытом портрете на картине Тициана.

Пабло Пикассо, «Портрет Матео Фернандеса де Сото», 1901
Пабло Пикассо, «Портрет Матео Фернандеса де Сото», 1901
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку