Политический контекст развития авторынка определяется как стратегическим планированием власти, так и тактическими распоряжениями и программами, имеющими непосредственное отношение к его функционированию. Власть, воздействуя на внутреннее экономическое положение и внешнеэкономические системы, способна произвести любые действия с рынком: развить, изменить или уничтожить его. Каково же её влияние на автомобильный рынок России?
Авторынок России переживает непростые времена. Автомобили покупают люди и компании, у которых в последнее время стало меньше денег (или реальных располагаемых денежных доходов) – следовательно, сократился платежеспособный спрос. Возможности купить автомобиль в кредит также снизились, прежде всего вследствие неопределённой финансовой и макроэкономической ситуации в стране. Аналитики PWC ожидают падения рынка на -35%. Ассоциация Европейского Бизнеса (AEB) в январе 2015 года говорила о падении в -24%, тогда как в июле 2015 года она пересмотрела прогноз до -36% (продажи лёгких и лёгких коммерческих автомобилей по итогам года должны составить 1.55 млн шт).
Согласно стратегическому плану властей по развитию страны до 2020 года, обнародованному в 2008 году, с 2013 года мы находимся на втором этапе социально-экономических реформ, которые выведут экономику РФ на новую инновационную технологическую базу. 20 июня 2015 года принято решение о разработке и реализации Национальной технологической инициативы на новых глобальных рынках, которая также подразумевает внимание к продвижению передовых технологий. Около 20% инноваций ожидается в машиностроении.
Автомобильная промышленность (под которой прежде всего подразумевается перенос глобальных производственных мощностей в РФ) – один из приоритетов в деятельности правительства и на него распространяется немалая часть государственной поддержки. Потребление автомобилей, которое кормит как автопроизводителей, так и дилеров, и смежные рынки, находится под пристальным вниманием правительства.
Мы кратко рассмотрим 2 вида программ 2015 года, отражающихся на развитии автомобильного рынка России: прямого воздействия и опосредованного. Основным объектом прямого воздействия выступает спрос на автомобили, собираемые в России.
Что касается адресного воздействия, то в период 2012 – 2015 гг Россией осущестляется целевая подпрограмма «Автомобильная промышленность» в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение её работоспособности».
Программа включает в себя меры по развитию производства автомобилей и компонентов на территории РФ, национальной научно-исследовательской базы. В результате реализации программы, на которую были запланированы инвестиции в размере около 796 млрд руб (в том числе, 106 млрд руб в 2015 году), производство легковых автомобилей в России к 2020 году составит 3’136’000 шт, лёгких коммерческих – 240’000 шт. Производство автомобильной продукции в России должно будет покрывать до 80% от автомобильных продаж страны. Насыщение парка легковых автомобилей при этом достигнет уровня 363 автомобиля на 1’000 человек (против 284 авто сейчас, по информации «За рулём »).
Минпромторг, согласно официальным документам программы, проводит нижеперечисленные меры:
1. поддержка производства (возмещение энергозатрат, затрат на переход на Евро-4-5-топливо, на содержание рабочих мест в 2014 году), объём инвестиций 103 млрд руб в 2015 году
2. поддержка развития автопарка (программа утилизации, льготного автокредитования и льготного лизинга). На 8 сентября 2015 г по программам продано более 228’000, 137’000 и 18’000 машин соответственно. Плановые инвестиции на 2015-2018 г по этим программам — около 31.6 млрд руб.
3. действия по сокращению импорта (пересмотр технического регламента)
4. поддержка устойчивого спроса (продаж продукции, произведённой в РФ). Почти 11 млрд руб выделено на закупку автотранспорта федеральными органами исполнительной власти. Однако с 2016 г в силу вступает ограничение: руководители федеральных органов власти смогут заказывать автомобили мощностью до 200 л.с. и не дороже 2.5 млн руб, руководители федерального агентства – не дороже 2 млн руб (постановление «Об определении требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым государственными органами и государственными внебюджетными фондами» от 2 сентября 2015 г).
5. поддержка производства подшипников (научно-исследовательские и конструкторские работы компонента)
6. производство представительских автомобилей для власти на единой платформе, объём инвестиций 3.6 млрд руб в 2015 году
7. перевод ЖКХ и других служб на газомоторное топливо для повышения эффективности вложений в газозаправочную инфраструктуру. Около 3 млрд руб было направлено правительством на поддержку газомоторной инфраструктуры, поскольку на эту сумму субсидировали предприятия ЖКХ на закупку автобусов и техники.
Производство легковых автомобилей в январе-июле 2015 года по отношению к январю-июлю 2014 года сократилось на -26.1%, рентабельность производства автомобилей в России в 2015 году упала на 10-15%. Ожидаемое Минпромторгом снижение авторынка в 2015 году изначально оценивалось как -50%, но в результате поддержки отрасли оно должно составить -24%.
Утилизация и обмен старого авто на новый
Источником программы является целевой утилизационный сбор, на базе которого покупателям даются скидки 40’000-350’000 руб, затем они компенсируются государством. 18 марта 2015 года решением правительства №244 было предложено в первом квартале 2015 года выделить 10 млрд руб для загрузки мощностей на 110’000 машин, во втором – ещё 5 млрд на программу утилизации. Всего для стимулирования спроса на авторынке в 2015 году выделено около 25 млрд рублей с 1 апреля 2015 г.
Кредитование
16 апреля 2015 года распоряжением №364 правительство РФ возместит банкам недополученную прибыль по программе льготного кредитования, то есть разницу свыше 2/3 ключевой ставки. Вышеназванные продажи автомобилей с апреля по декабрь 2015 года составят 200’000 шт (не менее 10% всех продаж на российском рынке новых легковых автомобилей в 2015 году). Инвестиции из федерального бюджета составят 1.5 млрд руб.
Подобная программа разрабатывается для стимулирования продаж российских автомобилей за рубежом. Её планируется запустить в Казахстане и Белоруссии. Условия программы пока не раскрываются.
Лизинг (или долгосрочная аренда)
8 мая 2015 года распоряжением №451 правительство РФ решило субсидировать скидку по договорам лизинга, заключённым в 2015 году. Таким образом планируется обеспечить рынок (и мощности заводов) на 16’000 автомобилей, включая 10’000 легковых. Инвестиции из федерального бюджета составят 2.5 млрд руб.
15 мая вступила в силу программа, которая позволяет потребителю приобретать в лизинг автомобили со скидкой 10% от стоимости. Скидка лизинговым компаниям возмещается из госбюджета.
Страхование
Страховые тарифы также не остались в стороне от заботы российских властей. Страховым компаниям распоряжением банка России разрешено повысить тарифы обязательного автострахования (ОСАГО) с 12 апреля 2015 года (по большей части категорий транспортных средств увеличение базовых ставок составляет 40%). Это компенсирует страховщикам рыночные потери.
Помимо федеральных программ, на работе авторынка также сказывается специальное региональное регулирование – так называемые индустриальные парки и зоны опережающего развития. В зонах, стратегически удобных для реализации государственных программ, устраиваются наиболее выгодные условия для обустройства производителей автомобилей и компонентов, так называемые «кластеры» (от cluster – пучок, гроздь, то есть места концентрированного расселения производств). Ими занимается Минэкономразвития России.
Вышеупомянутой концепцией до 2020 года предусматривалось создание новых центров развития на Юге России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
В части поддержки территорий инновационного развития на момент 2015 года сформировано 25 пилотных инновационных территориальных кластеров, расположенных в 20 субъектах Федерации.
В частности, 28 августа 2015 года создана территория опережающего развития Камчатка (постановление №899). На Дальнем Востоке созданы зоны Mazda и Sollers, которые с 28 января 2015 года пользуются помощью государства в строительстве, а также налоговыми льготами по большинству видов налогов и сборов на 5-10 лет. В Волгограде Волгабас получит льготы на 7 лет и компенсацию части процентов по кредиту.
В настоящее время также проводится возмещение Минпромторгом по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 годах на реализацию инвестиционных проектов по созданию объектов индустриальных парков и технопарков.
Развитие инновационных кластеров субсидируется государством. Так Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии получит 31.2 млн руб федеральных субсидий.
Важной частью функционирования автомобильного рынка России, равно как и любого промышленного рынка страны, является транспортировка товара. В этой части предвидятся принципиальные стратегические изменения.
Согласно Концепции, стратегической целью транспортной политики страны является реализация транзитного потенциала российской экономики; доля дорог, соответствующих нормативу, составит 48.2% в 2015 году, к 2020 году будет создана разветвленная транспортная сеть как часть мировой системы.
Особой частью транспортной стратегии является субсидирование перевозки стратегически важных продуктов (в том числе, Южного и Северо-Западного федеральных округов для производства на Дальнем Востоке).
Забота об экологичном транспорте создаёт тренд в части требований топлива. В рамках реализации транспортной стратегии предусматривается переход в процессе эксплуатации автомобильного транспорта на мировые экологические стандарты Евро-5 и Евро-6 и перевод транспорта на новые виды топлива. Технику, не соответствующую Евро-5, можно выпускать только до 31 декабря 2015 года. 27 августа 2015 года правительство также позаботилось о сети заправок электромобилей: внесены законодательные изменения для облегчения процедуры предоставления таких услуг.
Энергетика является существенной частью себестоимости любой продукции, в том числе она важна и для авторынка. Согласно Концепции, в России будут созданы новые энергетические технологии, крупные узлы международной энергетической инфраструктуры. Энергетика подлежит рыночной либерализации, её субсидирование – отмене к 2015 году. Тариф составит в 2020 году $0.15 – 0.16 за кВт.
Другого вида воздействия – в части существенных неожиданностей в налоговой политике или трудовом регулировании – по нашей информации не предвидится.
Наиболее обнадёживающей частью Стратегии была обозначенная политика по улучшению благосостояния народа. В 2015 году планировалось сократить бедность в России до 7.8% (ниже прожиточного минимума) и повысить долю среднего класса (доход выше 6 прожиточных минимумов) до 52-55% в 2020 году. Именно реализация упомянутого намерения могла бы поддержать автомобильный рынок прежде любой специальной программы. Ведь покупательская способность обусловливает рост потребительских расходов, в том числе на поддержку автопрома.
Методологическая справка.
В данной статье мы рассматриваем политический контекст, то есть совокупность политических событий, воздействующих на работу игроков автомобильного рынка и, соответственно, на сам рынок, в 2015 году.
По причине того, что Россия – федерация, власть в стране располагается на двух уровнях: федеральном (или общероссийском) и региональном (местном, в субъектах федерации). Мы ограничимся федеральным уровнем влияния, который состоит из Президента, Парламента, Правительства и судебной системы.
В целом, в 2015 году стратегия не претерпела каких бы то ни было изменений, продолжая ранее заложенные в неё пути и средства. Ещё в 2008 году в России была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (http://government.ru/info/6217/). Особенность программы состоит в том, что правительство, увязывая стратегические цели развития с транспортными и энергетическими планами, стремится к созданию территориально-производственных кластеров, которые тем самым решат проблемы региональной дифференциации.
Согласно Концепции, «В 2015 — 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности)».
Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО или WTO) 22 августа 2012 года, то есть присоединилась в Маракешскому соглашению. В связи с этим присоединением, возникла необходимость в поэтапном изменении законодательства и иных мерах, которые, в том числе, осуществляются в 2015 году.
Основные источники публикации: Президент РФ, Госдума, Правительство России