13 апреля – 02 июля 2017 года в корпусе Третьяковской галереи на Крымском валу показывается выставка советского художника, академика Д.Д. Жилинского (1927-2015). Творчество художника, представленное на выставке 25 реалистическими портретами и рисунками, собрано из коллекций Третьяковки, Русского Музея, Саратовского музея Радищева, частных коллекций, с участием Посольства Королевства Дании.

Экспозиция, носящая название «Дмитрий Жилинский. Ближний круг», абсолютно точно характеризует содержание. Практически все люди, которых мы видим на полотнах, являются либо автопортретами самого художника, либо членами его семьи, либо его друзьями и коллегами.
Автопортреты художника, на наш взгляд, представляют наибольший интерес. На выставке можно видеть ранний студенческий автопортрет ещё совсем юного Жилинского, затем автопортрет со сбитой собакой «Человек с убитой собакой» и целый ряд изображений в составе многофигурных композиций. И здесь можно подробно познакомиться с жёнами (Ниной и Венерой) и детьми художника.
Что касается ближнего круга, работа «На новых землях» 1967 года рассказывает о поездке Д.Д. Жилинского на целину, и изображает самого художника и его коллег на только что освоенных прострорах родины.
Полотно «Под старой яблоней» (1969), выполненное с использованием иконографических элементов, это портрет матери художника и его детей. В клеймах вне основного живописного пространства мы находим изображение отца художника, арестованного и погибшего в 1930е годы, и его брата, не вернувшегося с войны.

Тема репрессий, которые болью отозвались в семье Д.Д. Жилинского, развита в триптихе «1937 год», где живописная монументальная сцена ареста главы семьи окружена двумя небольшими цветочными композициями. Правда, эта работа написана гораздо позднее – в 1987 году.
По жанру критики относили художника к «суровому стилю», восходящему к исканиям художников 1920 гг. Сам Жилинский с этим не соглашался, считая, что истоки его творчества лежат в древнерусской живописи и Возрождении.
С точки зрения обывателя, Д.Д. Жилинский был типичным представителем советского искусства, яркого, сочного по колориту, по реалистическим академическим полотнам которого можно вспомнить или узнать о жизни советской элиты.