20 декабря 2023 года я присутствовал на открытии выставки в Музее имени Андрея Рублева. Экспозиция «Иконы-складни императорской семьи» потрясает своими реликвиями. Красота, филигранная работа, потрясающая одухотворенность представленных здесь предметов и сила духовного их влияния на зрителя неоспоримы.
Те люди, которые создавали эти шедевры — иконы, иконы-складни, алтарные украшения, сумели поразить воображение человека, даже знакомого с русским иконным искусством. Внутренняя содержательная задача выставки — донести до широких масс населения и узких групп экспертов духовное значение божественного предназначения династии и монархии в целом. Это делает выставку стратегически важной для нас.
Огромная подвижническая задача музея неподъёмна. Открыть глаза на существовавшие шедевры, о которых никто и в помине не знал — уже это делает выставку из ряда вон выходящей.
«В нашем небольшом выставочном зале мы всегда хотим представить новые, необычные типы предметов, — пояснила нам куратор выставки, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений музея Жанна Григорьевна Белик. — Складни мы выбрали потому, что их немного, они интересны как новый тип предмета, который мы ранее не выставляли. Нам было важно подчеркнуть в названии, что складни — это иконы. У них есть средник и створки, которые складываются; они портативные — человек мог сложить их и взять с собой. Это предметы личного благочестия членов императорской семьи, связанные с домом Романовых второй половины XIX — начала XX века, которые фактически несут в себе тепло рук бывших владельцев».
Чьи именно руки держали в руке тот или иной иконописный шедевр, к сожалению, не всегда известно. Иконы-складни дарились императорской семье. Однако один из центральных экспонатов выставки тесно связан с конкретным Романовым — складень был подарен настоятелем и братией Троице-Сергиевой Лавры императрице Александре Фёдоровне и императору Николаю Александровичу в день рождения цесаревича Алексея.
Иконы создавались тогда, когда императрица носила младенца и не было понятно, кто родится — мальчик или девочка, поэтому в среднике мастер изобразил сюжет благословения детей: Христос благословляет детей, пришедших к нему на общение.
Цесаревич Алексей — центральная фигура данной выставки, и самые драгоценные экспонаты — иконы-складни, принадлежали ему. Почему мы доверяем учёным, экспертам, даже просто актёрам (например. Ричарду Гиру), когда они говорят, что убийство Далай Ламы — огромное несчастье не только для буддистов, но и всего мира, потому что ребёнок был реинкарнирован в фигуру живого Будды на Земле? Потому что нет ничего страшнее детоубийства!
Самодержавие — особая форма христианства, где представитель правящей партии помазан на царство. Помазание на царство — особый ритуал, не существующий нигде в мире кроме России. Убийство царя, а тем более его наследника — это тяжкий грех, который несёт не только исполнительская клика — большевики, но и те, которые их поддерживали.
Организаторы выставки прекрасно представляли себе всю сложность сверхзадачи: показать духовное предназначение династии и пронести его на пост-Армагеддон (через 80 лет правления богоборческого и человеконенавистнического режима). Заслуживающая уважения попытка очеловечить обесчеловеченную пропагандой эпоху и показать, чем жила династия в действительности и какие предметы она держала в руках.
Наследник престола Алексей по своему значению находился в центре семьи Романовых накануне своей гибели, и стал символом семейной любви. Жанна Григорьевна Белик также подчёркивает: «2024 год объявлен в России годом семьи, и нам очень важно было завершить 2023 год открытием этой выставки и фактически открыть ей новый музейный год».