Были ли портреты властителей на монетах похожи на оригинал?

Были ли портреты властителей на монетах похожи на оригинал?

С IV века до Р.Х. в Древней Греции начали печатать деньги с изображением правителей. Деметрий Полиоркет смотрел на своих подданных с каждой из них, и это был очевидный политический пиар, в том числе с целью достижения узнаваемости. Затем эту традицию продолжили в Византии. Но насколько изображения властителей на монетах соответствовали их внешнему облику?

В Древней Греции и Древнем Риме сходство портрета с монет и оригинала действительно прослеживалось. Византийская же традиция предписывала изображать владык условно, схематически, рождая официальный миф о них.

При этом византийские мастера были непосредственными преемниками искусства античных резчиков по камню. Но чем дальше нумизматика развивалась в Средневековье, тем более портреты на монетах теряли связь с физическим воплощением правителя. Родился новый художественный стиль.

Физическая красота и аутентичность перестают быть важны. Пластическое совершенство работы теряет свою значимость для мастеров, уступая место символическому значению предмета.

С художественной точки зрения, средства медальеров скупы, однако они сконцентрированы на духовности — в эту эпоху  христианские смыслы доминируют. Если на монете изображен крест, то его присутствие важнее, чем демонстрация пластических навыков мастеров.

К тому же, объемы золотой чеканки в Византии были очень значительны, было множество монетных дворов и центров чеканки. Количество влияло на качество — техническое исполнение было неравномерным. Если в столице страны встречались прекрасные мастера-портретисты, то на окраинах, например, в Равенне они были редки.

Фауста, жена Константина I (323-326), выставка "Византийская симфония. Сокровища земные и небесные"
Фауста, жена Константина I (323-326), выставка «Византийская симфония. Сокровища земные и небесные»

Пример высокого качества изображения — портреты Фаусты Флавии Максимы (ок. 289–326), жены императора Константина I, выполные к бракосочетанию в 307 году и к присвоению ей титула Августы в 324 году. Императрица была провозглашена символом империи, её плодородия, «залогом её выживания и надежд». Вероятно по приказу мужа, в 326 году Фауста умерла, запертая в перегретых банях.

Другой пример — византийский император Констант II Бородатый (641 по 668 годы), легко узнаваемый по пышной шевелюре и бороде. Последняя нередко позволяла не только идентифицировать правителя, но и определить его возраст. Борода в Средневековье несла в себе важный смыл, многое сообщая о своём владельце.

Констант II и Константин IV (654-668), выставка "Византийская симфония. Сокровища земные и небесные"
Констант II и Константин IV (654-668), выставка «Византийская симфония. Сокровища земные и небесные»

Констант II правил в период войн Византии со славянами и арабами, пытался сохранить нейтральную линию церкви в ожесточенном конфликте, разразившемся между православием и монофелитством. В правлении он не преуспел, и был, вероятно, заколот ножом в ванне одним из своих приближенных.

В эпоху Византии традиция изображения портретов на деньгах пришла на Русь. Если более ранние монеты, выпускаемые русскими князьями, чеканились на арабский манер и не содержали изображения русских правителей, только текстоподобные знаки (визуально напоминающие арабскую вязь), то князь Владимир взял эту традицию во всей полноте после крещения Руси.

С приходом османов византийцы подчинились исламской традиции нумизматики, где ключевым становится не изображение, а религиозный текст. А в России, напротив, совершенствовались методы изображения монархов на монетах.

Иоанн V (1341-1391), выставка "Византийская симфония. Сокровища земные и небесные"
Иоанн V (1341-1391), выставка «Византийская симфония. Сокровища земные и небесные»

Портреты Петра I, в частности, выпускались по эскизам и штемпелям французских медальеров Жана Дювивье и Соломона Гуэна, саксонского резчика Готфрида Гаупта и российского Василия Андреева. В их числе были монеты, распространяемые на территории бывшей Византии в эпоху русско-турецких войн, на которых значилось: «Пётр, царь греков и россиян».

Государство Артукидов. Фахр ад-дин Кара-Арслан (1144-1174), выставка "Византийская симфония. Сокровища земные и небесные"
Государство Артукидов. Фахр ад-дин Кара-Арслан (1144-1174), выставка «Византийская симфония. Сокровища земные и небесные»
Трапезундская империя. Алексей II Великий Комнин (1297-1330), выставка "Византийская симфония. Сокровища земные и небесные"
Трапезундская империя. Алексей II Великий Комнин (1297-1330), выставка «Византийская симфония. Сокровища земные и небесные»
Иоанн VIII. Медальон (копия XIX в с оригинала XV в работы Пизанелло), выставка "Византийская симфония. Сокровища земные и небесные"
Иоанн VIII. Медальон (копия XIX в с оригинала XV в работы Пизанелло), выставка «Византийская симфония. Сокровища земные и небесные»
Алексей III (1195-1203), выставка "Византийская симфония. Сокровища земные и небесные"
Алексей III (1195-1203), выставка «Византийская симфония. Сокровища земные и небесные»
Тмутараканское княжество. Олег Святославович (1083-1094), выставка "Византийская симфония. Сокровища земные и небесные"
Тмутараканское княжество. Олег Святославович (1083-1094), выставка «Византийская симфония. Сокровища земные и небесные»
Поделиться с друзьями
Subscription