С IV века до Р.Х. в Древней Греции начали печатать деньги с изображением правителей. Деметрий Полиоркет смотрел на своих подданных с каждой из них, и это был очевидный политический пиар, в том числе с целью достижения узнаваемости. Затем эту традицию продолжили в Византии. Но насколько изображения властителей на монетах соответствовали их внешнему облику?
В Древней Греции и Древнем Риме сходство портрета с монет и оригинала действительно прослеживалось. Византийская же традиция предписывала изображать владык условно, схематически, рождая официальный миф о них.
При этом византийские мастера были непосредственными преемниками искусства античных резчиков по камню. Но чем дальше нумизматика развивалась в Средневековье, тем более портреты на монетах теряли связь с физическим воплощением правителя. Родился новый художественный стиль.
Физическая красота и аутентичность перестают быть важны. Пластическое совершенство работы теряет свою значимость для мастеров, уступая место символическому значению предмета.
С художественной точки зрения, средства медальеров скупы, однако они сконцентрированы на духовности — в эту эпоху христианские смыслы доминируют. Если на монете изображен крест, то его присутствие важнее, чем демонстрация пластических навыков мастеров.
К тому же, объемы золотой чеканки в Византии были очень значительны, было множество монетных дворов и центров чеканки. Количество влияло на качество — техническое исполнение было неравномерным. Если в столице страны встречались прекрасные мастера-портретисты, то на окраинах, например, в Равенне они были редки.
Пример высокого качества изображения — портреты Фаусты Флавии Максимы (ок. 289–326), жены императора Константина I, выполные к бракосочетанию в 307 году и к присвоению ей титула Августы в 324 году. Императрица была провозглашена символом империи, её плодородия, «залогом её выживания и надежд». Вероятно по приказу мужа, в 326 году Фауста умерла, запертая в перегретых банях.
Другой пример — византийский император Констант II Бородатый (641 по 668 годы), легко узнаваемый по пышной шевелюре и бороде. Последняя нередко позволяла не только идентифицировать правителя, но и определить его возраст. Борода в Средневековье несла в себе важный смыл, многое сообщая о своём владельце.
Констант II правил в период войн Византии со славянами и арабами, пытался сохранить нейтральную линию церкви в ожесточенном конфликте, разразившемся между православием и монофелитством. В правлении он не преуспел, и был, вероятно, заколот ножом в ванне одним из своих приближенных.
В эпоху Византии традиция изображения портретов на деньгах пришла на Русь. Если более ранние монеты, выпускаемые русскими князьями, чеканились на арабский манер и не содержали изображения русских правителей, только текстоподобные знаки (визуально напоминающие арабскую вязь), то князь Владимир взял эту традицию во всей полноте после крещения Руси.
С приходом османов византийцы подчинились исламской традиции нумизматики, где ключевым становится не изображение, а религиозный текст. А в России, напротив, совершенствовались методы изображения монархов на монетах.
Портреты Петра I, в частности, выпускались по эскизам и штемпелям французских медальеров Жана Дювивье и Соломона Гуэна, саксонского резчика Готфрида Гаупта и российского Василия Андреева. В их числе были монеты, распространяемые на территории бывшей Византии в эпоху русско-турецких войн, на которых значилось: «Пётр, царь греков и россиян».