В мае 2021 года продажи автомобилей в Китае упали на -3.1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (год к году, г/г), прервав период устойчивого роста с апреля 2020 года, сообщает Китайская ассоциация автопроизводителей (CAAM).
Китай – это крупнейший автомобильный рынок мира, который по итогам пандемийного 2020 года потеряв лишь -1.9% своих объемов, фактически не пострадал, особенно если сравнивать с Европой, где провал составил -24.3% и США, где спрос сократился на -14.6%. Россия, которой автопроизводители предсказывали 23.9% падение, довольно легко отделалась – рынок потерял -9.1%.
Китайский рынок серьезно влияет на самочувствие мировых автопроизводителей, поэтому столь сильное внимание экспертов притягивают итоги продаж здесь.
В мае 2021 года здесь в КНР продано 2.13 млн. легковых и легких коммерческих автомобилей (-3.1% г/г). По итогам пяти месяцев в стране было реализовано 10.9 млн. автомобилей, что на +36.6% больше, чем годом ранее.
Глобальный дефицит чипов и растущие цены на сырье оказывают все большее влияние на автопроизводителей в стране, говорит Чэнь Шихуа, высокопоставленный представитель CAAM. Поэтому, несмотря на бурный рост, ассоциация по-прежнему делает осторожные позитивные прогнозы – +6.5% по итогам 2021 года.
Настораживающими данными в статистике за май является деталировка по легковым и легким коммерческим машинам. Если первые упали на -1.7% г/г, то вторые – на -7.4% г/г, что может свидетельствовать о замедлении бизнес активности в стране.
Продажи электромобилей в Китае продолжают галопировать
Куда более позитивные изменения происходят в сегменте машин на новых источниках энергии (NEV), их майские продажи достигли 217’000 шт. (+159.7% г/г). По итогам пяти месяцев объём составил 950’000 автомобилей, что на +224.2% больше, чем годом ранее.
Заметим, что в прошлом году китайский NEV-сегмент тоже не сжался, а вырос до 2.5 млн. шт., показав 11% динамику роста и заняв 5.4% рынка.
По итогам мая 2021 года доля рынка машин новой энергетики в общих продажах достигла уже 8.7%.
Что касается «настоящих электромобилей» (BEV), то их месячные продажи составили 166 тыс. единиц или 180% роста год к году. За пять месяцев было куплено на 274% больше, чем годом ранее, – 743’000 пассажирских и 51’000 легких коммерческих электромобилей.
Tesla, на которую, по данным Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), приходится почти пятая часть продаж электромобилей в стране, реализовала 33’463 машины и заняла вторую строчку после местного лидера Mini EV – детища совместного предприятия SAIC-GM-Wuling Hongguang – который стоит около $4’500.
Помимо конкуренции от местных игроков Tesla в Китае сталкивается с пристальным вниманием регулирующих органов из-за проблем с качеством машин, а также в связи с подозрениями на шпионаж за военными объектами КНР.