Предположения о не подлинности выразил Фабрис Фурмануар, который ранее выяснил, что скульптура Гогена, приобретённая музеем Гетти за 5 миллионов долларов, является подделкой.
В юности Поль Гоген хотел поступить в Мореходное училище, но не пройдя конкурс несколько лет плавал в качестве курсанта, поэтому, благодаря военно-морским архивам, нам известно, что у моряка были карие глаза. Кроме того, на ранних автопортретах французский художник изображал себя с кривым носом, а в уголке ставил подпись и дату.
Почему же тогда на последнем автопортрете Гогена голубые глаза, приплюснутый нос и нет подписи или даты? По словам Фабриса Фурмануара, арт-дилера и любителя искусства, эти эстетические странности являются лишь наиболее очевидным доказательством того, что автопортрет 1903 года, хранящийся в Базельском художественном музее в Швейцарии, не был работой Гогена.

Фурмануар утверждает, что эта работа была написана другом Гогена – Ки-Донгом Нгуеном Ван Кэмом – в 1910-х годах, спустя годы после смерти художника. По его словам, после создания картину выдали за настоящую работу Гогена и в 1945 году передали Художественному музею в Базеле.
Художественный музей решил проверить подозрения Фурмануара. Он объявил, что проведёт рентгеновское, инфракрасное и ультрафиолетовое сканирование, чтобы помочь определить происхождение картины.
«Мы относимся к этому вопросу очень серьёзно, но анализ займёт некоторое время», – говорит представитель музея. Результаты, впрочем, ожидаются не раньше июня или июля.
Официальные записи о происхождении картины начинаются с острова Хива-Оа во Французской Полинезии в 1903 году. Здоровье Гогена ухудшалось. В феврале того же года он написал другу, что «почти не прикасался к кисти в течение трёх месяцев». Однако каким-то образом он нашёл в себе силы сделать последний автопортрет, и утром 8 мая он скончался, вероятно, от сердечного приступа.

На автопортрете видно, что у Гогена слабое здоровье. Его лицо мрачное, ему не хватает жизнерадостности и беззаботности, которые были видны на более ранних картинах. Анри Лойретт, бывший директор Музея Орсе и Лувра, однажды описал работу как «портрет вечности», сродни фаюмским погребальным портретам Древнего Египта.
Но Фурмануар не верит в эту историю. Он утверждает, что после того, как Гоген подружился с Ки Донгом, который был изгнан из родного Вьетнама за антиколониальную деятельность, он научил его рисовать. После смерти Гогена Ки Дон написал портрет своего покойного друга и учителя на основе черно-белой фотографии, что в какой-то мере объясняет несоответствие в цвете глаз и форме носа.
Главным источником информации для Фурмануара является сын Ки-Донга, с которым он познакомился в Папеэте, столице Таити, в 1980-х годах.
«У нас были долгие беседы о Гогене и его отце Ки-Доне. Он сказал мне, что его отец говорил, что он написал портрет Гогена», – рассказывал Фурмануар в интервью The Art Newspaper.
В 1923 году портрет появился у Луи Греле, швейцарского торговца спиртными напитками и фотографа, который знал Гогена. Фурмануар утверждает, что Греле знал, что картина не принадлежит руке Гогена, но выдал её за подлинную с помощью Жан-Луи Ормонда, племянника художника Джона Сингера Сарджента. Они выставили работу на аукцион Sotheby’s в Лондоне и разделили выручку.
Подозрения Фурмануара не одиноки. Когда в конце 1920-х годов портрет висел в Базельском Кунстхалле, в сопроводительных документах он был описан, как «предполагаемый автопортрет».
«Гипотеза о том, что эта работа не принадлежит Гогену, была высказана уже в первых документах, которые мы получили по этому вопросу, – делится подробностями Ева Райферт, куратор Художественного музея, в интервью Le Quotidien de l’Art. – Вместе с тем, у нас на руках документально подтверждённое заключение экспертов о том, что работа, несомненно, подлинная, но с благодаря новой информации, которой поделился Фабрис Фурмануар, есть шанс изучить этот вопрос ещё раз».
В конце концов, Фурмануар умеет выявлять подделки. В 2020 году он заявил, что редкая скульптура из сандалового дерева, приписываемая Гогену, была подделкой. Лос-Анджелесский Музей Гетти, который приобрёл скульптуру за 5 миллионов долларов, позже вынужден был исправить авторство.
Возможно, результаты анализа подтвердят догадки Фурмануара, но остаётся ещё одна возможность – портрет мог быть совместной работой Гогена и Ки-Донга.
В 1960-х годах Бенгт Даниэльссон, шведский антрополог и автор книги «Гоген в южных морях», вспомнил историю, которую однажды рассказал ему Греле.
«Однажды Ки Донг оказался в мастерской Гогена и начал писать портрет художника, – писал Даниэльссон. – Не говоря ни слова, Гоген взял зеркало и, оттолкнув своего друга в сторону, взял кисть и сам закончил портрет».
