В Третьяковскую галерею приехали работы ещё одного яркого представителя экспрессионизма. Еще недавно мы лицезрели в ГМИИ им. Пушкина творения Эгона Шилле и Хаима Сутина, а теперь настало время автора картины «Крик» — норвежского художника Эдварда Мунка.
Эдвард Мунк считается одним из родоначальников экспрессионизма – течения европейского искусства конца XIX – начала XX веков, представители которого стремились к отображению не столько физической реальности, сколько порождаемых действительностью эмоций. При этом они намеренно отстранялись от поверхностного, как они считали, правдоподобия импрессионистов, используя угловатые, искорёженные линии, быстрые и грубые мазки, кричащие цвета. Другое название этого стиля – постимпрессионизм.
Конечно, художественное наследие Мунка гораздо шире, чем один холст. Он прожил долгую и плодотворную жизнь – за отведённые ему 80 лет художник написал около 40 тысяч работ! В Москву привезли не все, а только 120 картин – но это в полтора раза больше того, что увидят лондонцы в Британском музее этой весной.
Нельзя не заметить, что, как и любого другого большого художника, Мунка невозможно уместить лишь в прокрустово ложе экспрессионизма. В Третьяковке представлены образцы как эстетики уродливого, так и прекрасного. Но во всех его работах прослеживается аналитичность его творчества. Особенно это заметно там, где соседствуют монохромный и цветной варианты картин; прекрасный рисовальщик рождает сначала образы, уже затем развивает свои идеи и эмоции в цвете.
Работы Мунка – это очень важный ключ к пониманию современного, актуального изобразительного искусства, много унаследовавшего от экспрессионизма. Некоторые его работы – это настоящий поп-арт, но изложенный очень доходчиво. Художника можно лично принимать или не принимать, кому-то он будет близок, кому-то — нет, но Мунк – это неотъемлемая часть искусства XX века.
Одна из устроительниц выставки – Надежда Мусянкова – рассказала читателям «Э-Вести» о том, как начался путь к признанию Эдварда Мунка: «До определённого момента на родине художника к его творчеству относились достаточно скептически. Очень многие его критиковали, сравнивали с Ван Гогом и Гогеном. Но в 1912 году состоялась интересная выставка, где были представлены персональные экспозиции и Ван Гога, и Гогена, и Сезана, и Мунка. Именно после этой выставки получил мировую славу и признание».
По мнению организаторов, привезённые в Третьяковку поздние пейзажи дают возможность в наибольшей степени понять творчество норвежского живописца, его экспрессию и смысловую наполненность: «Его поздние работы малоизвестны у него на родине в Норвегии, поскольку в музее Мунка, где они хранятся, у них нет постоянной экспозиции – только сменные, которые не всегда дают возможность полностью представить творчество художника. Каждая картина Мунка хороша также тем, что ее можно интерпретировать и с точки зрения биографии автора, и с точки зрения того, что мы называем «анализ памятника»: с точки зрения колорита, философских влияний, которые испытывал Мунк, когда он общался с Гамсуном, Ибсеном, читал романы Достоевского, активно дружил с Чебышевским…».
Директор Музея Мунка в Осло, г-н Штейн Олав Хенриксен, однако, не вполне согласился с биографичностью его произведений и отверг наше предположение о воздействии на творчество художника его психической болезни и пребывания в лечебнице: «Безусловно, жизненный опыт Эдварда Мунка нашел отражение в его творчестве, какие-то тематики он использовал на протяжении всей жизни. Но эти темы носили универсальный обобщенный характер человеческого бытия. Они не были связаны напрямую с его жизнью, за исключением его экспериментов, которые давали ему возможность понять, что такое жизнь», — сказал он нам.
Да, работы Эдварда Мунка позднего периода его творчества – это те же темы человеческого бытия, взаимоотношений художника и модели, автопортретов, пейзажа, которые он разрабатывал с раннего периода, но переосмысленные и выполненные более зрелым творцом. Тематические повторения – характерная черта творчества художника, и тот, кто видел позднего Мунка – тот действительно основательно знакомился с его творчеством.
Но если кто-то после выставки заинтересуется именно ранними полотнами – добро пожаловать в Норвегию, многие ранние произведения Эдварда Мунка находятся в Национальной галерее в Осло.