Новые правила техосмотра, предусматривающие обязательную фотосессию процедуры, за три дня до их запланированного принятия были отложены. Вместо того, чтобы дружною толпою заставить автовладельцев с 1 марта посещать авторизованные центры, правительство продлило срок действия диагностических карт, которые требуются для продления ОСАГО, до 1 октября 2020 года. Автодилеры, которые было надеялись на поток клиентов, остерегаются их отсутствия и одновременно чрезмерного притока после 1 октября.
Собственно говоря, правительство решило отсрочить нововведение именно по причине опасений за возложение чрезмерной нагрузки на дилерскую сеть. Глава Госавтоинспекции МВД России Михаил Черников ранее заявлял, что из 85 регионов страны 16 не обладают достаточной пропускной способностью. В их числе — московские автосервисы, которые, по расчётам ведомства, смогут обслужить только половину автолюбителей. Появятся живые очереди (теперь клиентам придётся лично привозить автомобиль) — явление опасное в период пандемии.
Если бы не недочёты и коронавирусное бедствие, законопроект мог быть принят ещё летом 2019 года. Он уже был одобрен президентом страны.
Сами автодилеры, авторизованные для проведения техосмотра, по словам «Коммерсанта», говорят о том, что отсрочка может стать для них катастрофой. Известно, что для дилерской сети ТО и ремонт — крупнейшие источники доходов, по объёму превышающие даже востребованные услуги автомоек (https://moykadvs.ru/category/opressovka-gbc/). Но важно иметь в виду, что объём рынка автосервисных услуг не находится на грани выживания и даже не снизился по итогам «пандемического» 2020 года. Поэтому акцент кабмина на потребителях и ситуации с пандемией понятен.
Если по данным компании «Автостат» в 2019 году оборот сервисных услуг составлял 583 млрд рублей, то в 2020 году он вырос до 643 млрд рублей (итоги 69 крупнейших регионов страны с 97% автопарков).
Так что, несмотря на неудобства, придётся автосервисам дорабатывать действующую инфраструктуру, чтобы увеличить свою пропускную способность (уже с учётом октябрьского «наплыва»), дорабатывать тарифы по рекомендациям ФАС, а законодателям — принять соответствующие поправки к законам. Всё это будет происходить на фоне увеличения затрат на аккредитацию (которая подорожала с 15 до 25 тысяч рублей) и переоборудование сервисно-диагностических центров.
Но гарантии того, что новые правила техосмотра будут приняты 1 октября 2021 года, нет. Мишустин за это время собирается основательно подготовиться и ещё раз посмотреть на процедуры и внимательно посчитать тарифы. При этом могут «всплыть» новые недоработки, которые потребуют ещё времени, денег и усилий операторов техосмотра.