Правительство рекомендует регионам не ограничивать работу автосервиса и торговлю запчастями. Чиновники считают, что их закрытие может вызвать перебои в работе экстренных служб и снабжении.
Ранее 28 марта Правительство публиковало список непродовольственных товаров первой необходимости, в котором были автозапчасти, смазочные материалы и автомобильная резина. То есть их можно продавать в период нерабочих дней. Но на следующий день они из этого списка пропали. Пока это касалось недели ограничения, это было не критично – складские запасы позволяли пережить. Но, когда Президент продлил это до начала мая сразу встал вопрос, что делать в случае поломок огромного парка коммерческой техники, общественного транспорта, экстренных служб.
С просьбами к президенту и правительству от бизнес-объединений стали направляться многочисленные письма как с просьбой поддержать отрасль, так и позволить обслуживать клиентов без чего работать инфраструктура не сможет.
В частности, РОАД – ассоциация официальных дилеров – направила правительству письма с просьбой разрешить работать сервисным центрам и продавать запчасти, включить дилеров в список отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса.
С письмом к правительству обратились и представители независимых сервисных центров. При этом надо понимать, что если официальных дилеров в стране менее 4 тысяч, то независимых сервисов в 16 раз больше – около 64 тысяч. Здесь работают более 2-х млн. человек, не считая самозанятых. В своем письме представители около 100 компаний, включая крупных игроков, у которых по несколько сотен центров, пишут, что их оборот за последнюю неделю сократился более чем в два раза.
«Российская авторемонтная отрасль с емкостью рынка более 589 млрд. рублей находится на грани краха – планируемое снижение доходов от точек в апреле составляет от 70 до 80%, при этом мы прогнозируем, что более 80% независимых автосервисов могут не открыться после кризиса», – говорит в интервью Газета.ру владелица сети автосервисов «Вилгуд» и председатель сообщества независимых автосервисов России Барно Турсунова.
Независимые, или как их ещё называют «серые», просят отменить налоги, НДФЛ, отчисления с фонда заработной платы, ввести каникулы на аренду и кредиты. Они просят иметь возможность отправить сотрудников в вынужденный отпуск до полугода при условии выплаты государством ежемесячных пособий (до 80% от заработной платы).
Обратилась за помощью и Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), представляющая интересы зарубежных автопроизводителей. В письме к мэру Москвы и главе рабочей группы Госсовета РФ по противодействию распространению коронавируса Сергею Собянину она просит внести в список непродовольственных товаров первой необходимости запчасти, смазочные материалы и авторезину, а также разрешить официальным СТО проводить техническое обслуживание. Аналогичное письмо было отправлено и губернатору Московской области.
Вняв резонным доводам отрасли, Минпромторг рекомендовал регионам обеспечить работу станций технического обслуживания и ремонта. В другом письме к главам субъектов также говориться о необходимости наладить работу инфраструктуры, обеспечивающей своевременный ремонт и техобслуживание автотранспорта, прежде всего, грузового, а также не ограничивать грузоперевозки непродовольственных товаров.
Как быстро будет восстановлена работа сервисных центров пока не понятно. В Самарской и Ульяновской областях уже разрешена торговля запчастями и ремонт. В Московской области также даны разъяснения, как обеспечить беспрерывную работу товаропотоков, включая работу сервисных центров для грузовой техники.